Генеральный директор АНО «Национальное агентство «ЭСУ-Стандарт», исполнительный директор Российского экологического общества, заведующая кафедрой «Экологический менеджмент и устойчивое развитие» Академии Росстандарта Юлия Филаткина рассказывает о стандартизации в сфере устойчивого развития территорий на страницах Доклада «Регионы и города России: устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2023».
Согласно Конституции РФ, территория России разделена на субъекты Российской Федерации (регионы), к которым относятся республики, края, области, автономные округа, автономная область и города федерального значения1. Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяются территориальные принципы местного самоуправления и вводятся понятия городских, сельских поселений, муниципальных районов, муниципальных и городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения.
Действующий Градостроительный кодекс Российской Федерации2 дает определение понятию «устойчивое развитие территорий», под которым понимаются обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Таким образом, отталкиваясь от территориального принципа деления России, можно говорить об устойчивом развитии региональных и муниципальных территорий.
Согласно данным Росстата, в России в последние 20 лет численность жителей городов сохраняется в пределах 74% от населения всей страны, а за период с 2020 по 2021 год эта цифра выросла до 75%3.
Данный факт, безусловно, свидетельствует в пользу обоснованности повышенного внимания к вопросам устойчивого развития именно городских территорий.
Интенсивная хозяйственная деятельность и высокий уровень антропогенного воздействия, характерные для городских территорий, делают такие территории максимально уязвимыми как с экологической, так и социальной точки зрения.
За последние несколько лет в России существенно возросло значение стандартизации в сфере устойчивого развития и ESG. При этом, если мы говорим о стандартах устойчивого развития, речь сегодня идет не только о русифицированных международных стандартах ISO и национальных стандартах, утверждаемых в форме ГОСТов, но и о стандартах, разрабатываемых финансовыми регуляторами и институтами развития.
Также набирают популярность стандарты в контуре парадигмы устойчивого развития, разрабатываемые в отношении отдельных территорий. Например, Региональный экологический стандарт Челябинской области4 и Экологический стандарт городского округа города Вологды5. Важными и наиболее эффективными инструментами реализации таких стандартов являются институт присоединения бизнеса к положениям стандартов, а также разработка региональных и муниципальных проектов и программ, решающих конкретные экологические и социальные задачи.
В настоящее время Национальное агентство «ЭСУ-Стандарт» проводит апробацию стандарта и системы сертификации по критериям социально-экологических приоритетов в управлении на уровне муниципалитетов.
Стандартизация в сфере устойчивого развития территорий — это весьма перспективный инструмент, имеющий хороший потенциал эффективности. В первую очередь такая эффективность обусловлена регуляторной мягкостью этого инструмента, который, в отличие от жестких законодательных и иных нормативных правовых актов, не содержит обязательных требований, за соблюдение которых предусмотрена юридическая ответственность. Напротив, стандарты — это добровольные документы, исполнение которых обеспечивается не санкциями, а возможностью обладать конкурентным преимуществом на рынке и потенциально пользоваться активно развивающимися сегодня инструментами зеленого (устойчивого) финансирования, которые могут быть актуальны не только для корпоративного сектора, но и для регионов или муниципалитетов. Следующая причина привлекательности стандартизации в сфере устойчивого развития заключается в складывающейся позитивной репутации этого инструмента, который попадает в контур внимания все большего количества современных корпоративных и государственных управленцев.
Учитывая глобальные документы международного уровня, а также национальные стратегические документы и стандарты устойчивого развития, можно выделить основные подходы к устойчивому развитию территорий.
Прежде всего необходимо отметить экологические приоритеты устойчивого развития городских территорий. Они основаны на географических, экологических и климатических особенностях конкретной территории, предопределяющих особенности в подходах к охране окружающей среды.
Основными направлениями охраны окружающей среды территории являются развитие ООПТ и биоразнообразие, охрана поверхностных и подземных вод, охрана атмосферного воздуха, рациональное использование и охрана земель, экологизация производств, внедрение экономики замкнутого цикла, охрана городских лесов, благоустройство и озеленение территорий, развитие зеленого строительства, адаптация к климатическим изменениям и современные методы предупреждения и ликвидации природных катастроф, экологическое образование и просвещение, экономическое стимулирование экологического бизнеса.
Социальные приоритеты устойчивого развития городских территорий должны учитывать социально-экономические особенности развития территории и среди прочего предусматривать подходы к решению демографических задач, повышению качества образования, качества и доступности здравоохранения, к обеспечению жильем и жилищно-коммунальным обслуживанием и инфраструктурой, к решению задач по борьбе с бедностью и повышению уровня доходов населения, к решению задач по инклюзивности, занятости, безопасности, по обеспечению качественных общественных пространств и других задач.
В целом устойчивое развитие территорий на основе социально-экологических приоритетов — это результат кропотливой управленческой работы и эффективного взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами (общество, власть, бизнес), причем без участия любого звена из этой цепочки эффективные результаты недостижимы.
1. Ст. 65 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 13.06.2023).
3. https://rosstat.gov.ru
4. https://ecosovet174.ru/prisoedinenie-k-standartam/
5. https://vologda.mk.ru/social/2022/08/17/sergey-voropanov-predstavil-ekostandart-vologdy-meram-bolee-100-gorodov. html?ysclid=ljxd7lkqut545986927