8 октября 2025 г. на Всемирном конгрессе Международного союза по охране природы прошла специальная сессия, объединяющая лидеров молодежного и гражданского движений за права природы, для обмена практиками взаимодействия сообществ и судов. В тот же день восемь лучших практик в области «жизни в гармонии с природой» получили награду World Future Policy Award. ИНФРАГРИН подготовил обзор юридических концепций по защите прав природы и ее признания в качестве субъекта.
Концептуальные основы движения за права природы
Движение за признание прав природы представляет собой фундаментальную трансформацию правового мышления, которая переосмысливает отношения между человеком и природной средой. В его основе лежит переход от антропоцентричной к экоцентричной модели права, где природа перестает рассматриваться исключительно как объект собственности и ресурс для эксплуатации.
Теоретические основы концепции прав природы были заложены американским правоведом Кристофером Стоуном (1937-2021) в начале 1970-х годов.
Знаменитая статья Стоуна, опубликованная в 1972 году в Southern California Law Review «Должны ли деревья иметь право собственности? ("Should Trees Have Standing? Toward Legal Rights for Natural Objects"), стала поворотным моментом в развитии экологического права. Стоун предложил кардинальное изменение правовой парадигмы: наделение природных объектов правосубъектностью, позволяющей им выступать в судах от собственного имени. Эта идея основывалась на признании того, что существующие правовые механизмы недостаточны для эффективной защиты окружающей среды.

Через несколько лет статья была расширена в книгу «Должны ли деревья иметь право на существование? И другие эссе о праве, морали и окружающей среде» ("Should Trees Have Standing?: And Other Essays on Law, Morals & the Environment") (1996). Третье издание книги вышло в 2010 году с актуализированным анализом.
Работа Стоуна оказала фундаментальное влияние на европейских правоведов и философов и стала отправной точкой для глобального движения за права природы. Его концепция о том, что "дискурс имеет значение" и что общество, говорящее о правах природы, будет развиваться по другим и лучшим линиям, продолжает вдохновлять современных теоретиков и практиков экологического права.
Стоун утверждал, что "пока бесправная вещь не получит свои права, мы не можем видеть в ней ничего, кроме вещи для нашего использования" — этот принцип стал основополагающим для современного движения за права природы и Земной юриспруденции.
Боливия инициирует принятие Декларации прав Матери-Земли
Ключевым международным документом стала неофициальная Всеобщая декларация прав Матери-Земли, принятая в 2010 году на Всемирной конференции по изменению климата и правам Матери-Земли в Кочабамбе, Боливия.
Декларация провозглашает, что «Мать-Земля является живым существом» и «имеет неотъемлемые права на жизнь и существование». Документ устанавливает семь основных прав Матери-Земли, включая право на жизнь, право на разнообразие жизни, право на воду, чистый воздух, интегральное здоровье и восстановление.
Глобальный альянс за права природы (GARN), основанный в 2010 году, стал центральной международной организацией, координирующей усилия по продвижению прав природы. GARN создал Международный трибунал по правам природы, который рассматривает дела о нарушениях прав природы и выносит этические заключения.

Признание прав отдельных природных объектов и экосистем
Эквадор стал первой страной в мире, конституционно закрепившей права природы в 2008 году. Статьи 10 и 71-74 Конституции Эквадора признают «неотъемлемые права экосистем на существование и процветание». Ключевые положения включают право природы на уважение к ее существованию, право на поддержание и регенерацию жизненных циклов, право на восстановление и полномочия любых лиц, общин и народов выступать от имени природы. Эквадорский подход основан на концепции «sumak kawsay» (хорошая жизнь) коренных народов кечуа, которая предполагает гармоничные отношения между человеком и природой.
Новая Зеландия стала пионером в предоставлении правовой субъектности конкретным природным объектам. В 2014 году был принят Закон о Те Уревера, предоставивший правовую личность одноименному национальному парку. Закон признает, что Те Уревера «имеет свою идентичность и целостность как отдельное, саморегулирующееся и взаимосвязанное существо». В марте 2017 года также река Уангануи получила статус юридического лица согласно Закону Те Ава Тупуа. Река признается «неразделимым живым целым», а ее интересы представляют два опекуна - один от короны, другой от народа маори.
Колумбия в 2018 году решением Верховного суда признала колумбийскую Амазонию «субъектом права», обязав правительство принять меры по прекращению вырубки лесов. Решение основано на иске 25 молодых людей, утверждавших, что правительство нарушает их права на здоровую окружающую среду.
Несмотря на некоторый правовые достижения, практическая реализация прав природы сталкивается с существенными трудностями. К примеру, в Эквадоре экономическая зависимость от добывающих отраслей препятствует эффективному применению конституционных норм о правах природы.
Продолжающаяся экономическая модель часто противоречит принципам защиты экосистем. Правоприменительная практика также остается неравномерной. Хотя суды в Эквадоре приняли более 55 решений в интересах прав природы, многие из них не получили полной реализации из-за отсутствия эффективных механизмов исполнения.

Концепция «Земной юриспруденции»
Земная юриспруденция (Earth Jurisprudence) представляет собой революционную правовую философию, разработанную американским культурным историком и поэтом Томасом Берри (1914-2009). Берри, американский католический священник ордена пассионистов, культурный историк и один из наиболее влиятельных мыслителей XX века в области экологического сознания, известный как «отец Земной юриспруденции», предложил фундаментальное переосмысление источников и целей правовых систем.
Центральным постулатом концепции является утверждение Берри о том, что «Вселенная - это не собрание объектов, а общение субъектов». Эта формулировка заключает в себе радикальный отход от механистического мировоззрения к органическому пониманию космоса как живой, взаимосвязанной системы.

Томас Берри определил задачу современности как «Великую работу» XXI века - переход от отношений эксплуатации планеты к отношениям взаимного уважения между человеком и Землей.
Эта трансформация предполагает признание неотъемлемой ценности и прав каждого члена земного сообщества. Концепция основана на понимании того, что цивилизации, которые быстро растут за счет разрушения своих систем жизнеобеспечения, столь же быстро коллапсируют. Берри утверждал, что необходима трансформация от человекоцентричного к земле-центричному способу существования в мире.
Теория двух порядков права
В рамках Земной юриспруденции Берри предложил теорию существования двух иерархически организованных типов права:
Великий Закон, который представляет собой первичный порядок права, отражает принцип земного сообщества. Он основан на понимании экологической целостности Земли как единого взаимосвязанного сообщества, выступает в качестве базового стандарта или меры для человеческого права, является источником правовой силы и авторитета для всех человеческих законов и определяется с учетом научной концепции экологической целостности
Человеческое право представляет собой вторичный порядок и определяется как обязательные предписания, сформулированные человеческими властями, которые согласуются с Великим Законом и направлены на общее благо всестороннего земного сообщества. Ключевым принципом является то, что человеческое право черпает свое правовое качество и власть от Великого Закона. Законы, противоречащие Великому Закону и угрожающие здоровью и будущему процветанию земного сообщества, рассматриваются как порочные или коррупция права и не достигают правового качества.

Дальнейшее воплощение идей Берри
Концепция Земной юриспруденции получила дальнейшее развитие в работах южноафриканского юриста Кормака Каллинана, выдающегося экологического юриста, ведущей фигурой глобального движения за права природы.
После встречи с Томасом Берри в 2001 году Каллинан в 2002 году написал книгу «Дикое право: Манифест земной справедливости» ("Wild Law: A Manifesto for Earth Justice"). Его концепт представляет собой целостный подход к праву и управлению, основанный на принципах экологии. Автор рассматривал все живое как взаимосвязанную паутину, частью которой являются люди.

По мнению Каллинана, все компоненты природы должны получить правовую личность, аналогичную человеческой, природные объекты имеют права на существование, процветание и обновление своих естественных циклов, а благополучие Земли ставится в центр всех процессов принятия решений.
О правовой правосубъектности рек
В 2020 году в развитие идей Кристофера Стоуна, корый задал знаменитый вопрос о том, должны ли деревья иметь правовой статус, группа австралийских ученых права опубликовала статью "Слышите, как поют реки? Правосубъектность, онтология и тонкости управления" (Can you hear the rivers sing? Legal personhood, ontology, and the nitty gritty of governance)
В статье рассматривается, что означает формирующаяся экологическая юриспруденция для правовой правосубъектности рек. Природа, окружающая среда и даже отдельные сложные экосистемы редко поддаются количественной оценке как ограниченные сущности с географически четкими границами.
Однако в сложном спектре установления того, где заканчивается один правовой субъект и начинается другой, реки легче идентифицировать, отмечается в аннотации к статье. Само существование реки основано на исторически установленных границах, которые измеряют ее водную акваторию от русла до берега. Тем не менее, реки не поддаются окончательному, четкому и бесспорному описанию. В результате они обитают в пограничном пространстве, которое одновременно географически ограничено, но метафорически трансцендентно, физически изменчиво и культурно проницаемо.
Опираясь на сравнительные исследования из Эквадора, Колумбии, Индии, Новой Зеландии, США и Австралии, эта статья исследует глубокую и зачастую неясную связь реки с нами. Эта родственная, древняя и, в конечном счете, экологически актуальная связь образует призму, через которую рассказывается богатая история правовой правосубъектности, онтологических изменений и вытекающих из этого тонкостей управления реками.

Признание прав природы в суде
29 мая 2025 года Межамериканский суд по правам человека официально признал, что «Природа и ее компоненты являются субъектами прав», выдвинув заключение OC-32/25. Суд установил, что обязательство предотвращать необратимый вред окружающей среде и климату составляет норму jus cogens - императивный принцип международного права, не подлежащий отступлению и обязательный для всех государств.
Заключение распространяется на все государства-члены Организации американских государств, включая США и Канаду, хотя они не являются участниками Американской конвенции о правах человека 1969 года. Суд подчеркнул, что государства должны «интегрально учитывать» интерпретацию, изложенную в заключении.
К основным принятым обязательствам относятся:
– предотвращение, смягчение, адаптация и возмещение воздействий изменения климата,
– усиленная должная осмотрительность при рисках серьезного ущерба даже без абсолютной научной определенности,
– коллективное сотрудничество, включая финансирование и передачу технологий,
–тсправедливый энергетический переход с участием работников и заинтересованных сообществ.
Консультативное заключение OC-32/25 представляет собой «беспрецедентную правовую веху» в признании связи между изменением климата и правами человека. Хотя формально оно не имеет обязательной силы как судебные решения, заключение обладает «неоспоримыми правовыми последствиями» как авторитетная интерпретация применимых правовых рамок.
Публикация подготовлена на основе материалов Enviropaedia, Earthlaws, Сambridge, Bril, Юридической школы Калифорнийского университета в Беркли.
(Продолжение следует)
