«Почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, а без почвы — нет», говорил основоположник почвоведения Василий Докучаев. Плодородие — накопленный веками производственный потенциал почв, расходуется ускоренными темпами год от года. Каждый процент утраченного содержания гумуса, депонированного природой в почвах, есть кредит, который нужно вернуть, чтобы общество не оказалось банкротом. Подробнее о причинах потери почвенного плодородия и как с этим бороться генеральный директор ООО «Агроинжиниринговая компания» Михаил Меламед.
Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 года была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 08.09.2022 № 2567-р.
Для достижения среднегодовых темпов роста объемов производства продукции АПК на уровне не менее 3% необходимо развитие сельскохозяйственного производства как экстенсивными (за счет вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственный оборот), так и интенсивными способами (путем внесения дополнительных объемов минеральных удобрений), импортозамещение, а также определение исчерпывающих мер господдержки спроса на технику, увеличения финансирования и др.
1 т зерна выносит 73 кг действующего вещества, которое необходимо восполнять для поддержания плодородия. При валовом сборе 150 млн. т. урожая прошедшего года «вынос» действующего вещества из почвы составил 11 млн. т. При этом в целом по России внесено минеральных удобрений лишь 4 млн. т. Разница (7 млн. т.) составляет ежегодный дефицит почвенного органического вещества. Эти цифры наглядно демонстрируют скорость оскудения российской почвы.
Если содержание органических веществ в почве падает до критического уровня (у каждого типа почвы он свой), то это снижает минеральное питание растений и ограничивает урожайность сельхозкультур, а кроме того, сказывается на качестве продукции — безвкусные фрукты, «стеклянные» помидоры и пр. Причем, если плодородие вовремя не восполнено, то затем дальнейшее внесение минеральных удобрений уже не помогает повысить урожайность. Последний эффект виден на примере западных стран и Китая.
Природа так решила, что существует 4 формы органического вещества: почвенная, растительная, животная и отходная. Целостность этих форм и их взаимное дополнение путём правильного обращения с каждой из них способствует их гармонизации и устойчивости полного цикла.
Потеря почвенного плодородия прямым образом связана с плохим обращением с животноводческими и органическими отходами. Так, более 50% энергии из корма для животных не усваивается и переходит в отходы — производитель кормов по многим ценным параметрам работает не на животное, а на навоз и помет. Рациональный подход предписывает сохранять эти важные элементы и возвращать почве — то есть надо активно переходить на органические удобрения.
На волне экологических требований в прошлом году был принят так называемый закон о навозе и помете, вносящий ясность в порядок использования побочных продуктов животноводства. Также в конце года утвержден паспорт Программы по применению готовых продуктов из отходов с/х до 2030 года. Документ содержит внушительный список норм регулирования, стандартов и НТС по работе с навозом и подтверждает насущную необходимость скорейшего запуска заявленной программы.
Продукция из органических отходов сельского хозяйства способна обеспечивать возвратность инвестиций за 5–6 лет — здоровый срок для проекта, еще и инфраструктурного. Твердые коммунальные отходы, к примеру, дают возврат на горизонте больше 10 лет.
Рынок органических удобрений в РФ имеет емкость более 200 млрд руб., а если производить смешанные органоминеральные удобрения, то 0,5 трлн руб. Это 7 % стоимости валовой продукции сельского хозяйства страны.
Что в итоге по АПК даст вовлечение в оборот органических удобрений, если всё делать разумно?
Увеличение производства сельхозпродукции на 3% ежегодно, причем продукции с живым вкусом и полезными питательными свойствами.