Экономика замкнутого цикла строится на принципах 9R — от отказа (refuse) до восстановления ценности (recover). Эти принципы формируют принципиально иную ресурсную модель: вместо линейной цепочки «добыча—производство—потребление—утилизация» возникает циркулярная система, где материалы, утратившие первоначальные потребительские свойства, становятся источником ресурсов для новых производственных циклов. Директор по развитию экономики замкнутого цикла ППК «Российский экологический оператор» Игорь Забралов рассказывает об алготитме о переходе к экономике замкнутого цикла в регионах России.
Переход к экономике замкнутого цикла формирует задел для промышленного роста
Переход к экономике замкнутого цикла формирует задел для промышленного роста, снижая зависимость от первичного сырья.
Для России этот переход начался в 2021 году с инициативы социально-экономического развития, утверждённой Правительством.
За три года удалось нормативно закрепить понятия «вторичные ресурсы» и «вторичное сырьё», продвинуть реформу расширенной ответственности производителей, развить инструменты льготного финансирования инфраструктуры утилизации.
В 2024 году цели и задачи инициативы были закреплены в Указе Президента РФ № 309 в рамках национальной цели «Экологическое благополучие» и легли в основу федерального проекта «Экономика замкнутого цикла».
Указ устанавливает целевые ориентиры до 2030 года: стопроцентная сортировка ТКО, сокращение захоронения отходов до 50% и вовлечение в хозяйственный оборот не менее четверти всех отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов.
Достижение этих показателей требует скоординированных действий на четырёх уровнях управления: федеральном, отраслевом, региональном и непосредственно на уровне хозяйствующих субъектов.
Регионы самостоятельно определяют темпы, но к 2030 году все должны выйти на установленные показатели
До конца 2025 года каждый из 89 субъектов Российской Федерации должен разработать и утвердить собственную программу перехода к экономике замкнутого цикла.
Речь идёт о комплексных документах, увязывающих социально-экономические, организационно-хозяйственные, нормативно-правовые и логистические мероприятия по ресурсам, исполнителям и срокам реализации.
Региональные программы должны быть согласованы с Российским экологическим оператором и утверждены на региональных штабах по ТКО.

Ключевое требование — синхронизация с отраслевыми программами применения вторичных ресурсов, утверждёнными Правительством в 2022 году для строительства, ЖКХ, промышленности и сельского хозяйства.
Такая синхронизация необходима для прогнозирования объёмов образования отходов и возможного потребления вторичного сырья, выработки подходов к минимизации захоронения.
Регионы самостоятельно определяют темпы движения и промежуточные целевые значения, исходя из своих возможностей, но к 2030 году все должны выйти на установленные показатели.
Формирование такой сложной ресурсной модели представляет нетривиальную задачу, требующую межотраслевого подхода и координации на уровне высших должностных лиц региональной власти с привлечением органов местного самоуправления.
Разработка региональных программ начинается с создания межведомственных рабочих групп.

В разработке должны участвовать ведомства строительства, транспорта, промышленности, ЖКХ — не только природоохранные органы. Именно формирование межотраслевого подхода становится залогом успеха при разработке и последующей реализации программ.
Следующий этап — комплексная инвентаризация отрасли обращения с вторичными ресурсами и вторичным сырьём.
По состоянию на октябрь 2025 года все субъекты уже приступили к этой работе.
Инвентаризация начинается с оценки объемов образования отходов производства и потребления, оценки объемов производства товаров и упаковки, подлежащих утилизации.
Затем регионы выявляют потенциальных потребителей вторичного сырья на своей территории, анализируют деятельность предприятий по обращению с отходами и определяют текущие мощности по переработке.
На основе инвентаризации проводится эколого-экономический анализ реализации принципов ЭЗЦ в субъекте.
Регионы описывают текущее социально-экономическое состояние, оценивают готовность к переходу на новую модель, анализируют сферу материального производства и формируют планы по объёмам производства продукции с использованием вторсырья.
Определение кооперационных цепочек между хозяйствующими субъектами — ключевой элемент программ
Определение кооперационных цепочек между хозяйствующими субъектами становится ключевым элементом программ.
Регионы должны определить потенциальных поставщиков вторичных ресурсов и предприятий, способных использовать вторсырьё в производстве, разработать механизмы информирования компаний о потенциальных поставщиках.
Речь идёт не только о внутрирегиональном взаимодействии, но и о возможностях межотраслевого и межрегионального сотрудничества. Параллельно с построением кооперационных цепочек проводится оценка возможностей замены первичного сырья вторичным.

Анализируются технологические возможности переработки различных видов отходов, выявляются приоритетные направления.
Особое внимание уделяется барьерам для вовлечения вторичных ресурсов — нормативным, технологическим и экономическим препятствиям, которые сегодня сдерживают широкое использование вторсырья.
На основе этого анализа регионы формируют конкретные предложения по устранению выявленных барьеров.
Важный компонент программ — региональные меры поддержки предприятий, переходящих на циркулярную модель.
Субъекты разрабатывают порядок предоставления региональной поддержки, создают стимулы для бизнеса, использующего вторсырьё.
Особую роль играет обеспечение приоритетного доступа к государственным и муниципальным закупкам, внедрение «зелёных закупок» с требованиями к содержанию доли вторичного сырья в закупаемой продукции.
Завершаются программы конкретным планом мероприятий с указанием сроков исполнения, ответственных исполнителей.
Дорожная карта по переходу субъекта на ЭЗЦ включает мероприятия по стимулированию перехода в соответствующих отраслях экономики, повышению ресурсной эффективности в части замещения первичного сырья вторичным, устранению выявленных барьеров.
Отдельным блоком идёт блок мероприятий по экопросвещению и экообразованию в сфере экономики замкнутого цикла.
Пока программы создаются с перекосом в отходы, недостаточно учитывая другие аспекты циркулярной экономики
По данным на октябрь 2025 года, все 89 субъектов Российской Федерации приступили к разработке программ.
При этом 75 регионов уже активно работают над содержанием документов, ещё 14 регионов только начали инвентаризацию и пока не перешли к написанию программ. Переноса сроков утверждения программ не планируется.
В процессе разработки регионы сталкиваются с серьёзными вызовами. Главный из них — межведомственная координация.
При попытках создать межведомственные органы для подготовки программ, определить источники информации и ответственных, региональные руководители делают для себя значительные открытия о реальном состоянии дел. В зоне риска оказываются субъекты, где не определены ответственные министерства и не налажено межведомственное взаимодействие.
Содержательная проблема заключается в том, что пока программы создаются с перекосом в отходы, недостаточно учитывая другие аспекты циркулярной экономики.

Существующие нормативные, технологические и экономические препятствия для широкого использования вторичных ресурсов и вторсырья требуют комплексного подхода к их преодолению.
К этому добавляется недостаток данных: официальная статистика не в полной мере отражает все аспекты циркулярных трансформаций в регионах.
Разработка региональных программ — шаг к развитию новой ресурсной модели экономики страны
Российский экологический оператор предложил субъектам определить наиболее значимые отрасли и направления, для которых будут поставлены цели по переходу к экономике замкнутого цикла в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Такой подход позволяет регионам сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях, учитывая специфику территорий и отраслевую структуру экономики.
Разработка региональных программ по переходу к экономике замкнутого цикла становится важным шагом к развитию новой ресурсной модели экономики страны.
Эти программы призваны сформировать предпосылки для активизации работы хозяйствующих субъектов по вовлечению вторичных ресурсов и сырья в хозяйственный оборот, углубить переход к ЭЗЦ не только на региональном, но и на федеральном уровне.
Доклад ИНФРАГРИН
"Регионы России: формирование экономики замкнутого цикла и развитие природного потенциала. 2025"
Скачать






