Кратный рост экосбора: как мир проходит через конфликты расширенной ответственности

Кратный рост экосбора: как мир проходит через конфликты расширенной ответственности

Россия переживает один из ключевых моментов в истории расширенной экологической ответственности. Минприроды подготовило решение о кратном повышении экосбора — в отдельных случаях рост составит до 18 раз относительно ставок 2025 года. Этот процесс планировался неоднократно анонсировался, но масштаб предлагаемых изменений превысил ожидания бизнеса. Дилемма знакома: похожие конфликты сопровождали внедрение РОП в разных странах мира за последние 35 лет. ИНФРАГРИН обнаружил схожие паттерны поведения участников рынка и вне зависимости от исхода захватывающего раунда, делает ставку на стратегическую неизбежность ужесточения РОП.

Десятилетие компромиссов: 2015-2024

Россия юридически ввела концепцию расширенной ответственности производителей в 2015 году — через 25 лет после Германии и через 20 лет после принятия европейской директивы. Старт был медленным: система предусматривала множество отсрочек и переходных периодов, позволяя бизнесу адаптироваться к новой реальности.

Первые годы характеризовались относительно низкими ставками экосбора и высокими нормативами утилизации, которые большинство производителей и импортеров не выполняли, предпочитая платить сборы. Система работала как фискальный механизм, не создавая серьезных стимулов для развития переработки.

К 2024 году ситуация начала меняться. Российский экологический оператор отмечал качественные изменения в утилизации отходов, несмотря на то что закон еще не заработал в полную силу. Но происходило это за счет запуска инвестиций с государственными мерами поддержки в инфраструктуру ТКО.

Денис Буцаев об экономике замкнутого цикла - ИНФРАГРИН
Интервью о философии и механике реализации федерального проекта ”Экономика замкнутого цикла”

Эксперимент авансовых платежей: промежуточный этап ужесточения

С 1 сентября 2024 года по 31 декабря 2025 года в России проводится эксперимент по исполнению импортерами обязанностей, связанных с утилизацией отходов от использования товаров и упаковки. Речь идет о ввозе продукции из государств, не входящих в ЕАЭС.

Согласно постановлению правительства от 1 июня 2024 года №750, импортеры до дня выпуска таможенным органом товаров для внутреннего потребления должны либо уплатить экологический сбор авансом, либо при наличии намерения самостоятельной утилизации отходов получить банковскую гарантию в размере экосбора, либо заключить договор поручительства с утилизатором.

Эксперимент затрагивает отдельные группы товаров, включая шины и упаковку, и является первым серьезным сигналом о намерении властей ужесточить контроль за исполнением обязательств по РОП.

Президентское поручение: запуск пересмотра ставок

5 августа 2024 года Владимир Путин дал прямое поручение правительству "обеспечить установление начиная с 2025 года экономически обоснованных размеров ставок экологического сбора" со сроком исполнения 1 сентября 2024 года. Это поручение стало публичным сигналом о намерении пересмотра ставок в сторону увеличения.

Постановление правительства от 1 августа 2024 года №1041 установило базовые ставки экосбора на период с 2025 по 2027 год с умеренным ежегодным повышением: на 15% в 2025 году по отношению к 2024 году, на 8% в 2026 году по отношению к 2025 году и на 4% в 2027 году по отношению к 2026 году. Параллельно планировалось постепенное наращивание нормативов утилизации с 55% упаковки в 2025 году до 75% в 2026 году и 100% с 2027 года. Однако это было лишь первым этапом планируемых изменений.

Экономика замкнутого цикла: ежемесячный обзор ИНФРАГРИН
В июле 2025 года продолжилось развитие экономики замкнутого цикла: Россия наращивает технологическую независимость в сфере переработки отходов, достигнув 43% импортозамещения оборудования, Европейский Союз запускает консультации по Закону о циркулярной экономике.

Анонсирование кратного повышения: июнь-август 2025

4 июня 2025 года СМИ сообщили о планах Минприроды кратного увеличения ставок экосбора. Речь шла о росте для 35 видов упаковки в 2,1-11,7 раза, а для упаковки из комбинированных материалов — в 17,6 раза с планируемой датой введения 1 марта 2026 года.

11 августа 2025 года был опубликован проект постановления, предусматривающий повышение для всех 52 групп товаров и упаковки. Средний рост составлял 50-80%, максимальный — в 11 раз. Таким образом, масштаб повышения значительно превысил первоначальные планы постепенной индексации.

Реакция отраслей: масштабное сопротивление

Реакция бизнеса на проект Минприроды была предсказуемой. Представители различных секторов экономики, которые готовились к умеренному росту ставок согласно постановлению №1041, столкнулись с предложением кратного увеличения сборов.

Молочная отрасль оказалась в числе наиболее пострадавших. Представители Союзмолока прогнозируют, что повышение ставки сбора внесет вклад в продовольственную инфляцию: переходящий из года в год рост цены на полке составит от 1,4 до 2,7%. Гендиректор организации обратил внимание, что для некоторых категорий продуктов — например, напитков — стоимость утилизации тонны ПЭТ-упаковки будет сопоставима с ценой самой тары, а в случае с дойпаками для детских пюре экосбор будет выше стоимости упаковки.

В себестоимость молочной продукции, помимо основных налогов, уже входят другие обязательные платежи, в том числе пятикратный рост утилизационного сбора в 2025 году (который касается автомобилей и техники), стоимость кодов маркировки и прочие. В случае предлагаемого повышения экосбора для молочной отрасли общий размер новых обязательных платежей составит значительную часть прибыли.

Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) отмечает, что готовящиеся меры коснутся всей электроники и бытовой техники и окажут существенно более высокое давление на отрасль, чем утвержденные годом ранее ставки. Сильнее всего повышение экосбора повлияет на крупную бытовую технику, поскольку чем выше вес изделия, тем больше конечный размер сбора. Существенным будет его влияние и на стоимость батареек.

Российский союз промышленников и предпринимателей, который заранее мобилизовался для противодействия росту ставок, активно выступает против кратного повышения экосбора. В резолюции расширенного заседания рабочей группы по РОП Комитета РСПП отмечается, что бизнес не может корректно сформировать бюджет и оценить издержки из-за неопределенности с масштабом новых ставок.

Представители делового сообщества в РСПП выступили с предложением рассмотреть возможность установить значения базовых ставок по всем группам товаров и упаковки равными текущим ставкам экосбора. В союзе отмечают, что рыночная стоимость услуг по утилизации сейчас ниже действующего экосбора, и считают справедливым оставить значение этого сбора на нынешнем уровне.

Представители рынка товаров повседневного спроса отмечают, что сумма планируемых новых платежей экосбора составляет от 35% до 60% стоимости сырья, которое закупают производители упаковки. Цены на полке в результате индексации могут вырасти на 1,4-2,7% в зависимости от продукта в дополнение к уровню продовольственной инфляции.

Ключевые события циркулярной экономики в августе 2025
ИНФРАГРИН представляет обзор ключевых событий августа 2025 в сфере экономики замкнутого цикла.

Позиция властей: между экологическими целями и экономическими рисками

Ситуация усложняется тем, что российская система РОП находится в активной стадии формирования. Действующие ставки были приняты только летом 2024 года на срок до 2027 года включительно с учетом постепенной индексации и одновременного наращивания нормативов утилизации.

Российские производители и импортеры уже подали отчетность по экосбору за 2024 год до 15 апреля 2025 года. В настоящее время они работают по ставкам 2025 года и ожидают решения о возможном кратном повышении ставок с 2026 года.

Одновременно продолжается эксперимент с новым порядком для импортеров из стран, не входящих в ЕАЭС, который завершится 31 декабря 2025 года. С 1 января 2026 года экосбор нужно будет уплачивать до того дня, когда таможенный орган выпустит товары для внутреннего потребления.

На этом фоне решение о кратном повышении ставок экосбора становится ключевым моментом для российской системы РОП. При этом согласно международным сравнениям, российские ставки экосбора значительно ниже ставок в развитых странах. Например, для алюминиевой упаковки российская ставка составляет 180 евро за тонну против 480 евро в Германии и Австрии и 1090 евро в Швеции. Проект Минприроды фактически предполагает приведение российских ставок в соответствие с международной практикой.

Денис Буцаев: Циркулярная экономика — это экономика новых смыслов, в центре которой ответственность за себя, свою страну и планету
О том, как в России формируются основы экономики замкнутого цикла рассказывает генеральный директор ППК «Российский экологический оператор» Денис Буцаев.

Германия, 1990: рождение модели в конфликте

Современная система расширенной ответственности производителей родилась именно из конфликта. В начале 1990-х Германия столкнулась с кризисом: свалки были переполнены, мусоросжигательные установки оказались небезопасными для населения и не справлялись с объемами отходов. Годовое потребление упаковки составляло около 15,3 млн тонн, из которых 13,1 млн тонн приходилось на одноразовую упаковку.

В сентябре 1990 года, еще до принятия правительственного постановления об упаковке (которое вступило в силу только 10 июня 1991 года), немецкие производители в ожидании ужесточения требований учредили организацию Дуальная система Германии (Duales System Deutschland, DSD). Это была попытка опередить государственное регулирование и создать систему, которая устроила бы и бизнес, и власти.

DSD внедрила принцип дуальной системы: все отходы делились на два потока — перерабатываемые и неперерабатываемые. Производители финансировали работу системы через лицензионные сборы, которые рассчитывались по тарифам правительства и зависели от материала упаковки и ее массы. Символом системы стала "Зеленая точка" (Green Dot) — маркировка, показывающая, что за упаковку уплачен сбор.

В результате между 1991 и 1998 годами потребление упаковки на душу населения сократилось с 94,7 кг до 82 кг — снижение на 13,4%. Но достигнуто это было не без сопротивления: промышленность долго настаивала на добровольных мерах, а правительство угрожало законодательными ограничениями.

The Circularity Gap Report 2025: ключевые тезисы Доклада
Седьмой ежегодный ”Доклад о разрыве циркулярности 2025″ (The Circularity Gap Report 2025) о состоянии циркулярной экономики в мире фиксирует катастрофическую тенденцию: человечество проваливает абсолютно все направления экономики замкнутого цикла.

Европейский зонтик: конфликты и адаптация

Германский опыт стал катализатором для общеевропейского движения, но не обошлось без серьезного сопротивления. В 1994 году была принята Директива по упаковке и упаковочным отходам (Packaging and Packaging Waste Directive, 94/62/EC), которая установила цель переработки 25% всех упаковочных материалов для всех стран-членов ЕС. Однако промышленные лоббисты и национальные правительства активно противодействовали унификации требований.

Каждая страна адаптировала требования по-своему, часто под давлением местного бизнеса. Франция создала систему "Эко-упаковка" (Eco-Emballages) в 1992 году — еще до европейской директивы, но только после длительных переговоров с производителями. Великобритания долго сопротивлялась созданию единой системы, предпочитая рыночные механизмы под влиянием промышленных ассоциаций, которые утверждали, что директивная модель континентальной Европы неприменима к британской экономике.

Скандинавские страны пошли по пути государственного регулирования с высокими экологическими налогами, что вызвало протесты импортеров и производителей упаковки, особенно из других стран ЕС.

В 1995 году была создана Европейская организация по восстановлению упаковки (PRO Europe S.P.R.L., Packaging Recovery Organisation Europe) — зонтичная организация для европейских схем возврата и переработки упаковки. Создание этой структуры стало компромиссом между требованиями властей и интересами бизнеса. К 2025 году компании в 25 странах используют символ "Зеленая точка" как знак финансирования организации сбора, сортировки и переработки торговой упаковки.

Требования постоянно ужесточались, каждый раз вызывая новые волны сопротивления.

С 2025 года новый Регламент по упаковке и упаковочным отходам (Packaging and Packaging Waste Regulation, PPWR), который заменил директиву 1994 года, устанавливает цель переработки 100% упаковки к 2027 году. Все страны ЕС должны были внедрить схемы расширенной ответственности производителей (Extended Producer Responsibility, EPR) к концу 2024 года с обязательной модуляцией сборов на основе показателей перерабатываемости упаковки. Это решение принималось в условиях активного лоббирования со стороны отраслевых ассоциаций.

Циркулярная мода растет в сегменте секонд хэнд и аренды одежды
В 2025 году до $475 млрд при среднегодовом темпе роста 12%. При этом только сегмент подержанной одежды оценивается в $210-350 млрд и может достичь $581 млрд к 2035 году. Параллельно формируется новый сегмент аренды одежды стоимостью $6,5 млрд с перспективами роста до 15% ежегодно.

Североамериканская фрагментация: без единого подхода

США и Канада пошли принципиально иным путем. На федеральном уровне расширенная ответственность производителей (EPR) для упаковки так и не была внедрена — в отличие от Европы, где директивы обязательны для всех стран-членов. Вместо этого инициативу взяли на себя отдельные штаты и провинции.

В США движение началось в 2008 году, и с тех пор было принято 40 законов о расширенной ответственности производителей (EPR) на уровне штатов. Только в 2010 году 38 законопроектов о РОП были внесены в законодательные собрания штатов, из которых 12 стали законами. К настоящему времени 32 штата имеют как минимум один закон о РОП, а несколько штатов ввели по 5-6 таких законов.

Пионерами стали Калифорния, Мэн, Нью-Йорк и Орегон. Калифорния в 2022 году приняла один из самых амбициозных законов о РОП в мире, требующий от производителей упаковки сокращения объемов на 25% к 2032 году и обеспечения переработки 65% всех упаковочных материалов.

Промышленное лоббирование было интенсивным. Американский химический совет и другие отраслевые ассоциации тратили миллионы долларов на противодействие законодательству о РОП, утверждая, что оно приведет к росту цен и потере рабочих мест.

Канада следует аналогичной модели провинциальных систем РОП. Британская Колумбия внедрила одну из первых в Северной Америке программ расширенной ответственности производителей для упаковки в 2014 году. Квебек последовал за ней в 2019 году. К 2024 году большинство канадских провинций имеют действующие или разрабатываемые схемы РОП для упаковки.

Космос - площадка для интеграции экономики замкнутого цикла
Космическая индустрия переживает революцию в подходах к устойчивому развитию. Ведущие космические агентства мира запускают масштабные конкурсы, направленные на создание экономики замкнутого цикла в космосе.

Азиатские варианты: от консенсуса к принуждению

Азиатские страны продемонстрировали разнообразие подходов к внедрению РОП. Япония стала пионером в регионе, введя расширенную ответственность производителей для упаковки в 1995 году — через год после европейской директивы. Японская модель базировалась на принципах корпоративной социальной ответственности и достижении консенсуса между правительством и бизнесом.

Южная Корея в 2003 году внедрила более директивную систему, сочетающую государственное планирование с рыночными механизмами. Корейская система требует от производителей выполнения квот по переработке или уплаты сборов в национальный фонд переработки.

Китай долго оставался в стороне от глобального тренда, но экологический кризис заставил власти действовать. В 2020 году была запущена национальная система РОП для упаковки как часть масштабной программы борьбы с загрязнением. Китайская модель характеризуется директивным внедрением в условиях централизованного планирования.

Индия сосредоточилась на электронных отходах, введя расширенную ответственность производителей для электронных отходов (e-waste) в 2016 году. Однако проблемы правоприменения и развития инфраструктуры переработки остаются серьезными вызовами.

В России в 2022 году система была временно приостановлена из-за того, что несколько министерств сочли реформу невыполнимой в условиях, когда все упаковочные материалы должны были перерабатываться, а продукция компаний, не соблюдающих регулирование, изыматься с полок магазинов.

Сможет ли человечество вернуть свой долг природе?
24 июля 2025 года наступил День экологического долга (Earth Overshoot Day). Это означает, что в сегодня человечество исчерпало годовой бюджет возобновляемых ресурсов планеты.

Общие паттерны конфликтов

Анализ мирового опыта внедрения РОП показывает повторяющиеся паттерны конфликтов. Первая фаза всегда характеризуется отрицанием необходимости новых мер со стороны бизнеса. Промышленные ассоциации утверждают, что существующие добровольные инициативы достаточны, а новые требования приведут к росту цен и потере конкурентоспособности.

Вторая фаза — торг о ставках и сроках внедрения. Бизнес пытается минимизировать финансовую нагрузку и получить максимально длительные переходные периоды. Именно на этой стадии определяется архитектура будущей системы.

Третья фаза предполагает поиск компромиссов и создание переходных механизмов. Обычно это приводит к созданию организаций расширенной ответственности производителей (Producer Responsibility Organization, PRO), которые берут на себя операционные функции от имени производителей.

Четвертая фаза — адаптация и лоббирование изменений. После внедрения системы бизнес переключается с сопротивления на попытки влиять на ее развитие и модификацию правил в свою пользу.

Роль экологических кризисов в ускорении принятия решений невозможно переоценить. Переполненные свалки в Германии, лесные пожары в Калифорнии, смог в китайских городах — все эти катастрофы создавали политическое давление, которое преодолевало сопротивление бизнеса.

История расширенной ответственности производителей в мире показывает: конфликты при внедрении экосборов — это классика, а не экзотика. От Германии 1990 года до Калифорнии 2022-го каждая страна и юрисдикция проходили через противостояние бизнеса и государства, поиск компромиссов и адаптацию к новой реальности.

Российская ситуация имеет свою специфику: система РОП действует уже 10 лет — с 2015 года, но за это время большинство производителей и импортеров предпочитали платить относительно небольшие экосборы вместо создания реальной инфраструктуры переработки. Это привело к сохранению проблемы переполненных полигонов и недостижению целей по утилизации отходов. В таком контексте планируемое кратное повышение ставок может рассматриваться как попытка властей принудить бизнес к выполнению обязательств, которые игнорировались в течение десятилетия.

Решение о масштабе повышения ставок экосбора, каким бы оно ни было, представляет лишь один из этапов более глубокого процесса. Мировой опыт показывает неизбежность ужесточения систем расширенной ответственности производителей — не как карательной меры, а как единственного способа справиться с лавинообразным ростом отходов.

Никакие инфраструктурные программы по строительству заводов переработки не способны угнаться за темпами образования отходов, если экономика продолжает функционировать по принципу "произвел-продал-выбросил". Эффективная система РОП должна принуждать бизнес не просто компенсировать ущерб от загрязнений, но кардинально перестраивать бизнес-модели в сторону предотвращения образования отходов.

История расширенной ответственности производителей во всех странах мира движется от символических платежей к реальному экономическому принуждению, от фискальной функции к трансформационной. Россия, прошедшая десятилетие символических ставок, стоит перед тем же выбором, который делали многие страны: либо административное ужесточение, либо экологический коллапс системы управления отходами.

В этом контексте российский конфликт вокруг экосбора — не уникальная драма, а закономерный этап эволюции от экстенсивной модели потребления к циркулярной экономике. Вопрос не в том, будут ли ставки повышены кратно сейчас или поэтапно позже — вопрос в том, насколько быстро экономика адаптируется к новой реальности, где загрязнение становится экономически невыгодным.

Светлана Бик о Единицах природы | ИНФРАГРИН
Экспертно-аналитическая платформа ”Инфраструктура и финансы устойчивого развития” открывает новую рубрику - ”Единицы природы”.
Подписка на еженедельную рассылку платформы ИНФРАГРИН
Добро пожаловать на платформу ИНФРАГРИН! Мы очень рады, что вы подписываетесь на нашу еженедельную рассылку – для нас это большая честь!
- Реклама -
Светлана Бик

Автор: Светлана Бик

Светлана Бик – один из ведущих экспертов в России по вопросам устойчивого развития и ESG-трансформации компаний. Специализируется на аналитике и предоставлении консультационных услуг организациям.
Анна Алексеева

Автор: Анна Алексеева

Редактор платформы ИНФРАГРИН. Специализируется на подготовке материалов по тематическим направлениям биоэкономики и искусственного интеллекта.
Вы успешно подписались на Платформа ИНФРАГРИН
Отлично! Теперь завершите оформление, чтобы получить полный доступ ко всему премиум-контенту.
С возвращением! Вы успешно вошли в систему.
Не удалось войти в систему. Пожалуйста, попробуйте еще раз.
Успех! Ваш аккаунт полностью активирован, теперь у вас есть доступ ко всему контенту.
Ошибка! Оформление через Stripe завершилось неудачей.
Успех! Ваша платежная информация обновлена.
Ошибка обновления платежной информации.