7 июля 2025 года Европейская комиссия представила на обсуждение стратегический документ "Roadmap towards Nature Credits", который знаменует фундаментальный поворот в подходах к финансированию природного капитала. ИНФРАГРИН выделяет основные подходы и новации этого документа.
В чем принципиально новый подход к финансированию природы, который предлагается в Дорожной карте? Вместо разрозненного управления отдельными ресурсами — климатом, лесами, водой — ЕС переходит к управлению природой как единой системой.
Дорожная карта представляет поэтапный план развития рынков природных кредитов (единиц) до 2027 года, включая создание экспертной группы ЕС, разработку методологий высокой надежности и запуск пилотных проектов с государственным софинансированием.
Трансформация парадигмы: от секторального к системному мышлению
Традиционно финансирование природоохранных мероприятий строилось по принципу секторального подхода: углеродные кредиты для климата, платежи за экосистемные услуги для биоразнообразия, отдельные схемы для водных ресурсов. Природные кредиты ЕС предлагают кардинально иную логику.
Как подчеркивается документе: "Природа — это наш сильнейший союзник для поддержки наших средств к существованию, здоровья и процветания. Она предоставляет основные экосистемные услуги, такие как удержание воды, обеспечение плодородия почвы и опыление" (п. 1). Этот подход признает, что природа функционирует как единая взаимосвязанная система, где климатические, экологические и социальные функции неразрывно переплетены.

Концептуальная революция природных единиц
Инновационность подхода ЕС заключается в двухступенчатой модели: сертификация действий, затем кредитование результатов. "Сертификация обеспечивает гарантию того, что конкретные высококачественные природо-позитивные действия реализуются в соответствии с предопределенными критериями или принципами" (п. 2.1).
Природная единица определяется как "единица, которая представляет природо-позитивный результат, полученный от сертифицированного и независимо верифицированного действия с использованием признанной метрики или индикатора биоразнообразия" (п. 2.1).
Принципиальное отличие от углеродных единиц состоит в мультиметрическом подходе: "Эти метрики и индикаторы могут быть множественными и адаптированными к контексту, отражая гетерогенность экосистем и результатов" (п. 2.1). Это позволяет учитывать локальную специфику экосистем и избегать универсализации, свойственной углеродным рынкам.
Особая ценность природных единиц проявляется в том, что они "могут охватывать более широкую сферу, поскольку могут применяться к вмешательствам и территориям, не связанным или с ограниченным дополнительным потенциалом секвестрации углерода, но с высокой ценностью для биоразнообразия, такими как поддержка опылителей или восстановление засушливых экосистем" (п. 3).

Методологические инновации: от монометрики к системной оценке
Методологическая основа природных единиц строится на интеграции с существующими европейскими рамками. Документ ссылается на "Систему картографирования и оценки экосистем и их услуг ЕС и Систему экологического и экономического учета ООН — Экосистемный учет" как примеры того, "как гибкость между экосистемами может быть объединена с согласованной, стандартизированной, научно обоснованной структурой экосистемно-специфичных индикаторов и метрик" (п. 2.1).
Интеграция с Регламентом ЕС по удалению углерода и углеродному земледелию (CRCF) представляет особый интерес. CRCF "требует, чтобы деятельность по углеродному земледелию генерировала сопутствующие выгоды для биоразнообразия и экосистемных услуг" (п. 3). Это создает переходную модель от монотематических углеродных единиц к политематическим природным единицам.
Использование данных дистанционного зондирования и сервисов Copernicus для мониторинга и верификации представляет технологическую основу для масштабирования системы без чрезмерных транзакционных издержек.

Экономическая логика и рыночные механизмы
Дефицит финансирования природоохранных мероприятий достигает критических масштабов. На глобальном уровне "Глобальная рамочная программа по биоразнообразию оценивает глобальный разрыв в финансировании биоразнообразия в 700 миллиардов долларов США в год, разрыв, который не может быть преодолен только государственным финансированием" (п. 1.1). В ЕС "текущее государственное финансирование также недостаточно для удовлетворения инвестиционных потребностей, которые оцениваются в 65 миллиардов евро ежегодно" (п. 1.1).
Природные единицы призваны мобилизовать частный капитал через создание нового класса активов. "Для компаний признание природы как стратегического актива может обеспечить новые подходы к управлению рисками, созданию стоимости и построению экономической устойчивости" (п. 1.2).
Институциональная архитектура и международное сотрудничество
Реализация дорожной карты предполагает создание экспертной группы ЕС по природным кредитам с "инклюзивным участием, охватывающим индивидуальных экспертов, представителей государств-членов, другие государственные субъекты и широкий спектр заинтересованных сторон" (п. 4.1). Особое внимание уделяется "обеспечению значимого включения коренных народов и местных сообществ с полным уважением их прав, систем знаний и роли как хранителей биоразнообразия" (п. 4.1).
Международное измерение включает активное участие в ключевых форумах: "Альянс кредитов биоразнообразия, Всемирный экономический форум и Международная консультативная группа по кредитам биоразнообразия" (п. 4.1). Цель — "обеспечить, чтобы разработка политики ЕС была информирована развивающимися глобальными стандартами, при этом также помогая международно формировать развитие рынков природных кредитов" (п. 4.1).

Критические риски и уроки углеродных рынков
Европейская комиссия осознает риски, связанные с волатильностью добровольных углеродных рынков. "Обеспокоенность вокруг целостности и риска гринвошинга вызвала сокращение этих рынков, в то же время предпочтения покупателей и спрос на высококачественные проекты, которые включают экологические и социальные сопутствующие выгоды, остались сильными" (п. 3).
Это подчеркивает важность "приоритизации амбициозных и научно строгих стандартов, независимого мониторинга, четких случаев использования и заявлений и надежного управления для предотвращения репутационных рисков" (п. 3).
Специфические особенности природных единиц включают "метрики, цели и гарантии, а также территориальную специфичность, измеримость и латентность результатов биоразнообразия" (п. 3), что требует адаптированных подходов к управлению рисками.

Поэтапная дорожная карта: 2025-2027
Реализация концепции природных единиц структурирована по четким временным рамкам:
2025 год: Создание экспертной группы и "проведение общеевропейской оценки предложения и спроса на природные единицы" (п. 4.3).
2026 год: "Принятие первых методологий углеродного земледелия в рамках CRCF с обязательными сопутствующими выгодами для биоразнообразия" (п. 4.2.1) и получение экспертизы "по критериям и методологиям для рынков природных единиц" (п. 4.2.2).
2027 год: Экспертиза "по разработке рамок управления для природных единиц" (п. 4.2.2) и "обзор достигнутого прогресса и рассмотрение дальнейших шагов для развития и масштабирования рынков природных единиц" (п. 4.5).
Параллельно запускается "пилотный проект по природным единицам, поддерживаемый фондами ЕС для поддержки конкурентоспособности ЕС и инновационных европейских проектов" (п. 4.4).
К новой экономике природного капитала
Дорожная карта природных единиц ЕС представляет качественный скачок от фрагментарного управления отдельными природными ресурсами к холистическому управлению природным капиталом как единой системой. Это не просто новый финансовый инструмент, а основа для формирования нового типа экономики — экономики природного капитала.
По оценкам экспертов, успех инициативы будет зависеть от способности преодолеть противоречия между стандартизацией (необходимой для рынка) и локальной специфичностью (необходимой для экосистем), а также от эффективности международного сотрудничества в условиях геополитической фрагментации.
В долгосрочной перспективе природные единицы ЕС могут трансформировать глобальные подходы к финансированию устойчивого развития, создав новую модель интеграции экономических и экологических целей. Однако путь от концепции к функционирующему рынку потребует преодоления значительных методологических, институциональных и политических вызовов.
Геополитические и стратегические последствия
Инициатива ЕС по природным кредитам представляет попытку установления глобального лидерства в стандартизации природного капитала. Очевидно, что в условиях растущей конкуренции между различными подходами к "зеленому" финансированию, европейская модель будет претендовать на эталонность для других юрисдикций.
Интеграция с корпоративной отчетностью по устойчивости через "рамки раскрытия информации в рамках Директивы о корпоративной отчетности по устойчивости, Регламента о раскрытии информации об устойчивом финансировании и Регламента о таксономии ЕС" (п. 1.2) создает системные стимулы для участия бизнеса.

К вопросу об истории формирования концепции "природных единиц" и некоторых параллелях
В январе 2023 года Директор по инновациям в области устойчивого развития некоммерческой организации Verra (разработчик популярных и применяемых во многих странах мира углеродных и экологических стандартов) Синклер Винсент рассказала в интервью платформе Environmental Finance о новой системе кредитования природных ресурсов, которую разрабатывает орган по установлению стандартов.
Эта новая рамка представляет собой важнейшее нововведение для привлечения инвестиций в охрану природы и может способствовать достижению недавно принятых целей и задач Глобальной рамочной программы по сохранению биоразнообразия (GBF).
В октябре 2024 года Nature Framework от Verra была опубликована на официальном сайте организации. В информационном сообщении по этому поводу отмечается, что используя Nature Framework инициаторы проектов могут проверять результаты в области биоразнообразия и выпускать торгуемые Nature Credits как отдельные активы. Компании и инвесторы могут приобретать Nature Credits для поддержки высококачественных проектов и местных сообществ, одновременно снижая риски в своих цепочках создания стоимости и внося вклад в создание благоприятного для природы мира. Nature Credits представляют собой позитивные инвестиции в природу и не могут быть использованы для компенсации.

В России первые подходы в отношении Единиц Природы были представлены в рамках экосистемы АСИ "Сильные идеи для нового времени" в 2023 году, в 2024 году были сформулированы концептуальные подходы, а с начала 2025 года на площадке АСИ создана экспертная рабочая группа по разработке концепции нового актива "Единицы природы", возглавляет которую директор проектов АСИ Виктор Четвериков. Куратором данного направления является заместитель генерального директора АСИ Георгий Белозеров.
Глоссарий специальных терминов
Природные единицы (Nature Credits) — единицы, представляющие природо-позитивные результаты, полученные от сертифицированных и независимо верифицированных действий, оцененные по соответствующим показателям состояния природы.
Природо-позитивные действия — мероприятия, которые останавливают и обращают вспять утрату природы, включая улучшение и поддержание биоразнообразия.
Секторальный подход — фрагментированная система управления, при которой различные аспекты природного капитала (климат, биоразнообразие, водные ресурсы) рассматриваются и финансируются изолированно друг от друга.
Экосистемные услуги — выгоды, которые люди получают от экосистем, включая обеспечивающие (продовольствие, вода), регулирующие (климат, водные потоки), поддерживающие (круговорот питательных веществ) и культурные услуги.
Мультиметрический подход — использование множественных индикаторов и метрик, адаптированных к специфике конкретных экосистем, в противоположность универсальным метрикам (как в углеродных кредитах).
CRCF — Регламент ЕС об удалении углерода и углеродном земледелии, устанавливающий добровольную систему сертификации углеродных удалений в ЕС.
MAES — Система картографирования и оценки экосистем и их услуг ЕС, обеспечивающая научную основу для количественной оценки состояния и трендов экосистем.
UN SEEA-EA — Система экологического и экономического учета ООН — Экосистемный учет, международный стандарт для интеграции экосистемных данных в национальные счета.
Copernicus — программа ЕС по наблюдению Земли, обеспечивающая данные дистанционного зондирования для мониторинга состояния экосистем.
Митигационная иерархия — последовательность действий "избегать → минимизировать → компенсировать", требуемая законодательством ЕС для минимизации воздействия на природу.
Реверсальные риски — вероятность утраты достигнутых природо-позитивных результатов из-за внешних факторов (пожары, болезни, изменение землепользования).
Природный капитал — запас природных активов (геология, почва, воздух, вода, живые организмы), который обеспечивает поток товаров и услуг, приносящих пользу людям.
Статья подготовлена на основе анализа документа Европейской комиссии "Roadmap towards Nature Credits" (COM(2025) 374 final) от 7 июля 2025 года.