Разворота в изменении климата не ожидается. Последним событием, всколыхнувшим международное и российское ESG-сообщество, стало решение США о выходе из Парижского соглашения по климату. Это ещё больше обострило споры о целесообразности достижения нулевого уровня выбросов парниковых газов, которые вполголоса велись и раньше. Эксперты платформы ИНФРАГРИН – Сергей Семенцов и Анна Голышева – о создании финансового инструмента для финансирования адаптационных мероприятий в формате целевых облигаций.
До недавнего времени основным фактором, стимулирующим государства и бизнес к реализации мер по сокращению выбросов парниковых газов, было ужесточение международного регулирования. Однако сегодня уже очевидно, что жёсткие планы откладываются. При этом встаёт вопрос, можем ли мы вздохнуть с облегчением и продолжать жить как ни в чём не бывало?
Конечно же нет. Изменения климата происходят и нарастают – это заметно каждому. Меняется объём стока рек. Где-то воды становится намного больше, а где-то, наоборот, реки пересыхают. Изменяется количество осадков. Особенно быстрыми темпами потепление происходит на Севере, где тает вечная мерзлота, на которую опирались фундаменты, исчезают зимники, которые позволяли обходиться без дорог.

Адаптация становится фокусом повестки. Сегодня на центральное место в климатической повестке выходит не сокращение выбросов парниковых газов, а необходимость адаптации к изменениям климата. Такие изменения уже произошли и неизбежно будут нарастать, оказывая влияние на качество жизни миллионов людей. Тем, кто страдает от последствий изменения климата уже сейчас, безразлично, чем конкретно они вызваны: антропогенными или каким-то иными факторами.
При этом встают вопросы: какие конкретные меры должны быть реализованы в том или ином регионе в зависимости от его специфики? На какие прогнозы должны опираться программы по адаптации? Кто и сколько за это будет платить? Без ответа на них построение эффективной политики по адаптации к изменениям климата невозможно в принципе.
Определённый опыт работы по данному направлению уже накоплен в России. Национальный план первого этапа адаптации к изменениям климата[1] был принят более шести лет назад, но тогда понимание того, что реально происходит на земле, было достаточно абстрактным. В процессе реализации этого плана был подготовлен большой пакет нормативных документов[2], разработаны региональные планы адаптации, реализуемые в большинстве субъектов РФ.
Практический опыт работы по адаптационному треку учтён при разработке Национального плана адаптации второго этапа до 2025 года[3], в котором были определены основные направления формирования системы адаптации к изменениям климата в Российской Федерации.
Кроме того, в 2024 году был завершён первый этап важнейшего инновационного проекта государственного значения «Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ» (ВИП ГЗ), направленного на оценку происходящих и ожидаемых изменений климата, их воздействий на разные стороны жизни и адаптацию к этим изменениям.
Адаптация к изменениям климата, сохранение и рациональное использование природных ресурсов были определены как один из семи приоритетных направлений научно-технологического развития страны, зафиксированных в Указе Президента Российской Федерации от 18.06.2024 № 529.
Как показывает практика, эффективное решение проблемы адаптации к изменениям климата требует консолидации усилий всех заинтересованных сторон: государства, регионов, корпораций и даже отдельных граждан. Однако сегодня все они действуют в большинстве случаев самостоятельно, что не позволяет достигнуть синергетического эффекта в противодействии нарастающим климатическим угрозам.

Синергия заинтересованных сторон пока не сложилась. Крупные российские корпорации закрыли свои программы по адаптации и стараются реализовывать их максимально непублично. При этом ресурсы для финансирования таких программ есть только у ключевых игроков рынка – в первую очередь у «Газпрома» или «Роснефти».
Взаимодействие по вопросам климатической адаптации также недостаточно развито на федеральном и региональном уровнях. Государство не может допустить, чтобы изменения климата серьёзно ухудшили качество жизни и условия ведения бизнеса в любом из регионов страны, вызывая рост социальной напряжённости.
Но и предложить единый подход к решению климатической проблемы в такой огромной стране, как Россия, тоже невозможно.
Реагирование на риски пока в режиме рефлексии. Изучение региональных адаптационных программ показывает, что они направлены на решение тех проблем, связанных с изменением климата, на которые уже невозможно не реагировать. Но проблемы, которые могут возникнуть завтра, в них не рассматриваются и не решаются.
Это значит, что регионам необходим более серьёзный и научно обоснованный подход к формированию своих адаптационных планов, который практически невозможно реализовать без существенной поддержки со стороны государства.
Но пока на федеральном уровне отсутствуют понятные и прозрачные механизмы оценки эффективности адаптационных проектов, не созданы и специально разработанные под цели адаптации финансовые инструменты.

Для адаптации нужны новые инструменты финансирования. Масштаб проблем, возникающих в связи с нарастающими климатическими изменениями, чрезвычайно остро ставит вопрос о механизмах мобилизации финансовых средств для их решения.
В настоящее время уже обсуждается создание финансового инструмента для финансирования адаптационных мероприятий в формате целевых облигаций. Их эмиссия позволила бы привлекать финансирование для реализации проектов, соответствующих приоритетам региональных и корпоративных планов по адаптации к изменениям климата, а также решала бы задачи, признаваемые актуальными на государственном уровне.
При этом вопросы обеспечения эмиссии такого инструмента, гарантий возврата и разумной доходности вполне решаемы.
В ближайшей перспективе целесообразным видится отработка такого инструмента в одном-двух пилотных регионах, наиболее остро ощущающих изменения климата. Эмиссию целевых облигаций предлагается осуществить в целях реализации нескольких проектов, включённых в региональный план адаптации и обладающих ощутимыми социально-экономическими эффектами.
Реализацию таких проектов предлагается осуществить с применением специально разработанных совместно с Правительством Российской Федерации мер государственной поддержки.
По результатам реализации пилотного проекта можно ставить вопрос о признании нового финансового инструмента Банком России, а также о выделении средств для поддержки адаптационных проектов за счёт государственного бюджета.
Кроме того, в ходе проекта планируется приступить к разработке таксономии проектов адаптации к изменениям климата, по аналогии с утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации № 1587 от 21.09.2021 зелёной таксономией.
Три основных направления мероприятий по адаптации к изменениям климата
1. Оперативное реагирование на реализовавшиеся риски. Необходимо оперативно реагировать на риски стихийных бедствий, которые уже реализовались, например, разрушение фундаментов зданий, прорыв дамб, обрушение инфраструктурных объектов. Эти задачи должно решать МЧС. Параллельно с этим также необходимо развивать механизмы страхования рисков стихийных бедствий в условиях адаптации к изменениям климата.
2. Устранение последствий климатических изменений. Важно как можно быстрее приступить к реализации проектов, направленных на устранение последствий тех климатических изменений, которые происходят прямо сейчас и негативно влияют на качество жизни. К таким проектам можно отнести строительство мостов, создание гидроинженерных объектов, прокладку ЛЭП. Несмотря на то что такие проекты, как правило, требуют значительных инвестиций, их актуальность наиболее очевидна государству, бизнесу и населению, поэтому они имеют хорошую перспективу для привлечения смешанного финансирования.
3. Планирование с учётом научно обоснованных прогнозов. Всё, что строится сейчас и будет строиться в дальнейшем, должно соответствовать тем климатическим условиям, в которых данным объектам предстоит функционировать на горизонте 20–50 лет. Это касается промышленности, городов и других населённых пунктов, транспортной и энергетической инфраструктуры. Поэтому сейчас нужно пересмотреть нормативы городского, промышленного, энергетического и транспортного строительства с учётом имеющихся прогнозов изменения климата.
[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г №3183-р.
[2] https://economy.gov.ru/material/directions/investicionnaya_deyatelnost/ obespechenie_razvitiya_ekonomiki_v_usloviyah_izmeneniya_klimata/ adaptaciya_k_izmeneniyam_klimata/
[3] Утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации № 559-р от 11 марта 2023 г.
А также...
