Принципы добросовестного поведения от Банка России финансисты могут игнорировать по-тихому

Принципы добросовестного поведения от Банка России финансисты могут игнорировать по-тихому

12 февраля опубликованы методические рекомендации Банка России, которые направлены на формирование и поддержание культуры добросовестного и ответственного поведения организаций финансового рынка – фундаментального фактора при создании доверительной среды. ИНФРАГРИН анализирует методические рекомендации финансового мегарегулятора через призму ESG и критериев устойчивого развития.

Методические рекомендации Банка России от 20 января 2025 г. N 1-МР “По применению основных принципов добросовестного поведения на финансовом рынке” содержат восемь ключевых принципов: честность, справедливость, прозрачность, забота, безопасность, профессионализм, ответственность, целостность.

8 принципов добросовестного поведения для финансистов

Принцип "Честность" предполагает добросовестное выполнение обязательств и противодействие недобросовестным практикам. Организации финансового рынка должны:

- Надлежащим образом выполнять договорные обязательства

- Не допускать введения в заблуждение

- Противодействовать сомнительным практикам

- Признавать ошибки и возмещать убытки

 Принцип "Справедливость" предполагает равное отношение к контрагентам и их правам:

- Обеспечение непредвзятого отношения

- Уважение независимо от индивидуальных особенностей

- Недопущение дискриминации

- Честная конкуренция

 Принцип "Прозрачность" требует полного и достоверного раскрытия информации:

- Максимальная прозрачность деятельности

- Достоверность отчетности

- Полное информирование о рисках и условиях услуг

- Прозрачность механизмов принятия решений

 Принцип "Забота" фокусируется на интересах клиентов:

- Учет интересов контрагентов

- Поддержка маломобильных групп

- Адаптация коммуникаций под разные уровни финансовой грамотности

- Эффективная система обратной связи

 Принцип "Безопасность" относится к защите всех видов активов:

- Обеспечение сохранности активов

- Системы внутреннего контроля

- Противодействие мошенничеству

- Формирование культуры кибербезопасности

 Принцип "Профессионализм" акцентирует внимание на развитии компетенций:

- Постоянное совершенствование знаний

- Применение лучших практик

- Технологическое развитие

 Принцип "Ответственность" включает механизмы управления и контроля:

- Эффективное корпоративное управление

- Управление конфликтами интересов

- Обеспечение устойчивости

 Принцип "Целостность" направлен на развитие среды в целом:

- Содействие устойчивому развитию

- Развитие культуры добросовестного поведения

- Открытое взаимодействие с регулятором

 Через призму ESG и устойчивого развития

 Если смотреть на Методические рекомендации Банка России через призму ESG и устойчивого развития, то совпадения обнаруживаются органические.

 Прямые упоминания ESG:

- Учет ESG-факторов при инвестиционных решениях (п. 2.7.11)

- Ссылка на рекомендации по ответственному инвестированию (ИН-06-28/111 от 15.07.2020)

 Совпадения с принципами устойчивого развития:

- Минимизация воздействия на окружающую среду (п. 2.7.10)

- Социальная доступность услуг (п. 2.2.3)

- Эффективное корпоративное управление (п. 2.7.6)

- Соответствие международным стандартам ответственного ведения бизнеса (п. 2.8.4)

Однако...

А теперь посмотрим, кого это касается

Документ предлагает организациям финансового рынка (ОФР) довольно мягкий механизм внедрения Принципов.

 «ОФР могут заявить о своей приверженности следовать стандартам добросовестного поведения через публикацию своих собственных (индивидуальных) кодексов, разработанных на основе Принципов или части Принципов, принятых ими к внедрению, размещая информацию об этом на своем официальном сайте, и/или присоединиться к соответствующим кодексам своих СРО, ассоциаций (союзов) в сфере финансового рынка, инфраструктурных организаций, финансовых рынков и профессий на финансовом рынке. Банк России приветствует разработку и совершенствование СРО, ассоциациями (союзами) в сфере финансового рынка, ОФР таких кодексов с учетом Принципов и готов содействовать им в этом при необходимости».

При этом правило "применяй или объясняй", являющееся золотым стандартом для документов подобного рода, получило в рекомендациях неожиданно узкую трактовку: в случае внедрения не всех, а только части Принципов, финансистам рекомендуется "мотивированно обосновывать работникам причины отказа от внедрения всех Принципов".

Такой подход вызывает закономерные вопросы: почему обоснование требуется предоставлять только работникам? Неужели принципы добросовестного поведения для укрепления доверия к финансовым организациям ориентированы, в первую очередь, на работников, а не потребителей финансовых услуг?

При этом рекомендации предполагают создание механизма получения обратной связи не только от работников, но и от контрагентов (потребители в этой категории) и иных заинтересованных лиц о ситуациях отступления от принципов. Но как контрагенты могут оценить соблюдение или отступление от принципов, если организация не обязана публично обозначить, какие принципы она не поддерживает и почему?

Photo by Carlos Muza / Unsplash

- Реклама -

Вам могут понравиться эти статьи

Вы успешно подписались на Платформа ИНФРАГРИН
Отлично! Теперь завершите оформление, чтобы получить полный доступ ко всему премиум-контенту.
С возвращением! Вы успешно вошли в систему.
Не удалось войти в систему. Пожалуйста, попробуйте еще раз.
Успех! Ваш аккаунт полностью активирован, теперь у вас есть доступ ко всему контенту.
Ошибка! Оформление через Stripe завершилось неудачей.
Успех! Ваша платежная информация обновлена.
Ошибка обновления платежной информации.