BlackRock готов купить порты в Панамском канале и играть на стороне Трампа

BlackRock готов купить порты в Панамском канале и играть на стороне Трампа

4 марта 2025 года американский инвестиционный гигант BlackRock Inc. подписал меморандум о сотрудничестве с гонконгским конгломератом CK Hutchison Holdings Limited о приобретении 90 % акций Panama Ports Company, управляющей портами Бальбоа и Кристобаль вдоль Панамского канала. Эта сделка стоимостью $22,8 млрд, еще не получившая одобрения правительства Панамы, знаменует собой сенсационный прогресс в регионе, давно омраченном противоречиями между США и Китаем. Эксперты IndraStra Global тщательно изучают сделку, а ИНФРАГРИН публикует интригующие оценки ее последствий как для США, так и для Китая. 

Вашингтон уже много лет опасался, что Hutchison Port Holdings - дочерняя компания CK Hutchison, управляющая этими портами, - может стать троянским конем для Пекина, потенциально подрывая стратегические интересы США на одном из самых важных морских перекрестков в мире. 

Шаг BlackRock[1], в ходе которого компания приобрела 80 процентов Hutchison с 43 портами в 23 странах, от Мексики до Египта, похоже, пока развеивает эти опасения. Однако, когда пыль осядет, обнаружится, что эта сделка - не просто шахматный ход в отношении Панамы. Она является инструментом более широкого соперничества между США и Китаем, охватившего всю Америку, поднимая вопросы о безопасности, экономическом влиянии и будущей конкуренции великих держав.

100%_Зелёного 💚
🟢 Инагурационная речь Дональда Трампа содержала несколько примечательных цитат, связанных с климатом, энергетикой и экономической политикой. Вот некоторые выдержки: 🔰 Трамп подчеркнул свою приверженность расширению производства энергии в Америке: «Сегодня я подпишу ряд исторических указов. Этими действиями мы начнем полное восстановление Америки и революцию здравого смысла». 🔰 Он особо упомянул планы по сворачиванию инициатив в области чистой энергии: «Мы положим конец «Новому зеленому курсу» и отменим мандат на электромобили, спасая нашу автомобильную промышленность и выполняя мою священную клятву моим великим американским автостроителям». 🔰 Трамп также заявил о своем намерении увеличить добычу ископаемого топлива: «Мы будем бурить, детка, бурить». 🔰 Новый президент США обозначил ЧП в энергетике: «Я объявляю «национальное чрезвычайное положение в энергетике», чтобы помочь снизить цены». 🔰 Трамп изложил свой подход к торговой и экономической политике: «Мы будем облагать иностранные государства пошлинами и налогами, чтобы обогатить наших граждан». 🔰 Он также затронул тему инфляции: «Инфляционный кризис был вызван огромными перерасходами и ростом цен на энергоносители».

Сеть Hutchison, охватывающая 53 порта в 24 странах, является глобальным логистическим гигантом, а приобретение BlackRock дает ей контроль над всем, за исключением 10 портов компании в Гонконге и Китае. В Северной и Южной Америке, помимо панамских портов Бальбоа и Кристобаль, в состав компании входят четыре мексиканских порта - ключевые узлы Ласаро Карденас и Веракрус - и один порт на Багамах. Сделка оценивается в $22,8 млрд и превосходит по стоимости портовые активы Hutchison, оцениваемые вы $13 млрд, в результате чего акции CK Hutchison взлетели на 25 процентов в Гонконге, что стало самым большим скачком за последние 27 лет. 

Для администрации Трампа это дипломатический переворот, согласующийся с принципом госсекретаря Марко Рубио «Америка прежде всего» и ослабляющий опасения по поводу закрепления Китая вблизи Панамского канала. Но финансовая выгода для Гонконга свидетельствует о том, что это не проигрыш с нулевой суммой для Hutchison - или, как следствие, для ее связей с Китаем. Двойственность сделки требует тщательного изучения: является ли это чистым отказом от влияния КНР или перетасовкой одной и той же колоды?

Панамские операции Hutchison уже давно вызывают опасения с точки зрения безопасности. Американские чиновники подозревали, что присутствие компании может дать Пекину «черный ход» для нарушения работы канала или сбора разведданных. Поглощение BlackRock снижает этот риск на бумаге - обмен гонконгской компании на американского гиганта выглядит как победа. 

Тем не менее, слабые места в зоне канала сохраняются. Возьмем, к примеру, краны для спуска судов с берега от Shanghai Zhenhua Heavy Industries (ZPMC), компании из КНР, упомянутой в докладе Конгресса США от 2024 года в качестве источника риска кибербезопасности в портах США и их союзников. 

Подписка на еженедельную рассылку платформы ИНФРАГРИН
Добро пожаловать на платформу ИНФРАГРИН! Мы очень рады, что вы подписываетесь на нашу еженедельную рассылку – для нас это большая честь!

В 2023 году Бальбоа получил шесть таких кранов, а Кристобаль - семь. Стремление ZPMC получить удаленный доступ для устранения неполадок вызывает тревогу - могут ли данные по-прежнему утекать в Пекин под присмотром BlackRock? Hutchison здесь тоже не единственный игрок. Международный терминал Мансанильо, управляемый сиэтлской компанией Carrix, Inc., добавил шесть кранов ZPMC в октябре 2024 года, а Huawei и ZTE оставили 300 камер безопасности в Колоне после отмены китайского портового проекта. 

Фирмы из КНР, такие как China Communications Construction Company, по-прежнему управляют четвертым мостом канала, а Пекин продолжает жертвовать средства на полицию Панамы. Уход Hutchison - это шаг, но не панацея для канала, где американские военные суда все еще жалуются на высокие пошлины.

Если увеличить масштаб, то последствия сделки сильно ударят по Латинской Америке. Мексиканские порты компании Hutchison - Энсенада, Мансанильо и Ласаро Карденас - являются центрами незаконного оборота фентанила: в период с 2015 по 2023 год было изъято 273 миллиона доз. Порты, управляемые китайцами, часто скрывают свои операции от посторонних глаз, способствуя коррупции и контрабандным потокам. 

Надзор BlackRock может перевернуть этот сценарий, приведя эти порты в соответствие с американскими стандартами прозрачности и активизировав сотрудничество с правоохранительными органами. На Багамах переход контейнерного порта Фрипорт в руки США может затянуть сеть вокруг карибских контрабандных маршрутов. Но дело не только в наркотиках - дело во власти. Порты Мексики связывают Азию с Америкой, а большие объемы грузов делают их привлекательными в любом геополитическом противостоянии. 

Если BlackRock сможет использовать свое влияние для ограничения незаконной торговли и одновременно продемонстрировать решимость США, это может изменить региональную динамику. Тем не менее, успех зависит от исполнения - сможет ли BlackRock вырвать из рук китайские технологии или унаследует их риски?

Это подводит нас к более широкой проблеме: что все это означает для американо-китайской конкуренции в Латинской Америке и Карибском бассейне (ЛАК)? Панамский канал, регулируемый договором, обязывающим США к обороне, уникален, но сделка BlackRock намекает на более широкие перспективы. Команда Трампа применила здесь свою силу, и молчаливое согласие Панамы говорит о том, что страны ЛАК могут получить выгоду от привлечения «красных линий» Вашингтона - тех необсуждаемых ограничений, которые слишком часто остаются расплывчатыми.

Исторически сложилось так, что США не смогли определить эти границы, оставив такие страны, как Панама, гадать, как сбалансировать отношения с Пекином. Эта сделка может перевернуть сложившуюся модель поведения, открыв диалог, которого так жаждет ЛАК: где американская альтернатива китайским деньгам? Китайские портовые проекты, сети 5G и космические предприятия заполнили пустоты, оставленные США. 

Шаг BlackRock может подтолкнуть ЛАК к поиску ответов у американского частного сектора - подумайте о модернизации портов, облачных вычислениях или телекоммуникациях - вместо того, чтобы по умолчанию следовать пекинскому сценарию.

Подписка на еженедельную рассылку платформы ИНФРАГРИН
Добро пожаловать на платформу ИНФРАГРИН! Мы очень рады, что вы подписываетесь на нашу еженедельную рассылку – для нас это большая честь!

Однако надежность сделки не является однозначной. Правительство Панамы должно одобрить ее, а намерения BlackRock остаются туманными - будет ли он очищать инфраструктуру КНР или воспользуется услугами Hutchison? США тоже не могут рассчитывать на успех. Китайские мосты, краны, камеры не исчезнут в одночасье, и более широкое взаимодействие с Панамой по вопросам кибербезопасности и обмена разведданными кажется давно назревшим. 

Стратегический вес канала требует этого; перевалочный пункт, через который проходит 6 процентов мировой торговли, не может быть защищен лишь на наполовину. США также не могут игнорировать перспективу: сделка на $22,8 млрд - это, конечно, хорошо, но пекинские фирмы, поддерживаемые государством, могут предложить более дешевые и быстрые сделки. ЛАК внимательно следит - будет ли Вашингтон подкреплять риторику ресурсами или позволит этой победе превратиться в символизм?

Пакт BlackRock-Hutchison — это пример танца между США и Китаем в Северной и Южной Америке. На данный момент это выигрыш - ослабление беспокойства по поводу безопасности, снижение рисков торговли и демонстрация намерений. Но это не панацея. Китайские «нити» остаются, и США должны играть в догонялки в регионе, где экономическое влияние часто преобладает над стратегическим позиционированием. 

Настоящее испытание сделки еще впереди: сможет ли она запустить модель, в которой американские компании будут опережать Пекин не только в Панаме, но и во всем регионе ЛАК? Если да, то это образец, который стоит доработать. Если нет, то это мимолетный заголовок в соперничестве, которому не видно конца. В любом случае, ставки - безопасность, торговля, влияние - слишком высоки, чтобы их игнорировать.

Салугина-Сороковая: «Необходимо взаимоувязывать ресурсоэффективность с климатом»
Екатерина Салугина-Сороковая считает, что необходимо взаимоувязывать задачи ресурсной эффективности с целями области климата.

[1] BlackRock Inc – крупнейшая управляющая компания в мире, лидер глобальной повестки ESG, в отношении которой по инициативе республиканцев осуществлялось серьезное политическое и экономическое давление (прим. ИНФРАГРИН)

Публикация подготовлена на основе материалов IndraStraGlobal.

Photo by Timelab / Unsplash

- Реклама -
Вы успешно подписались на Платформа ИНФРАГРИН
Отлично! Теперь завершите оформление, чтобы получить полный доступ ко всему премиум-контенту.
С возвращением! Вы успешно вошли в систему.
Не удалось войти в систему. Пожалуйста, попробуйте еще раз.
Успех! Ваш аккаунт полностью активирован, теперь у вас есть доступ ко всему контенту.
Ошибка! Оформление через Stripe завершилось неудачей.
Успех! Ваша платежная информация обновлена.
Ошибка обновления платежной информации.