23 июля Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН выпустил доклад «Трансформация мировой экономики: возможности и риски для России». В докладе представлены наиболее вероятные сценарии развития мировой экономики, а также определены наиболее важные узловые точки развития глобальных торгово-экономических отношений, способных оказывать непосредственное влияние на экономику России.
В докладе приведены качественные характеристики и количественные параметры альтернативных сценариев развития мировой экономики на долгосрочную перспективу. Рассматриваются современные и перспективные тенденции развития международной валютно-финансовой системы, сферы исследований и разработок, агропромышленного комплекса, транспорта. Оцениваются результаты достижения Целей устойчивого развития ООН. Обсуждаются структурные сдвиги в системе международных торгово-экономических отношений. Сформулированы предложения по наиболее актуальным направлениям и мероприятиям внешнеэкономической политики России.
Материалы доклада структурированы по следующим направлениям
- анализ развития мировой экономики в 2008-2023 годах
- глобальная экономика – риски для России
- перспективы формирования экономической многополярности
- основные изменения внешних институциональных условий
- анализ основных тенденций в сфере финансирования исследований и разработок
- ограничительные меры во внешнеэкономической деятельности как инструмент недобросовестной конкуренции
- место России в глобальных цепях создания добавленной стоимости
- глобальные тенденции в области устойчивого развития
- основные тенденции развития глобального агропродовольственного рынка
- мировой транспорт: международные грузоперевозки
- возможности формирования альтернативных международных систем расчетов с участием России
- прогноз развития мировой экономики
Почему пробуксовывает движение к ЦУР?
Авторы доклада отмечают, что согласно оценкам международных экспертов, в 2023 г темпы, необходимые для достижения установленных к 2030 г. ЦУР ООН, не были достигнуты ни по одной из этих целей. В отношении одиннадцати ЦУР прогресс был незначительным, остальных шести ЦУР – наблюдались стагнация или движение вспять. Серьезный регресс наблюдается по климатической цели Повестки-2030.
Немного лучше, но не меняясь принципиально, ситуация выглядит в задачах устойчивого развития: из 169 удовлетворительные темпы прогресса к 2023 г. были достигнуты в отношении 18% из них, по 67% – частичный, но недостаточный прогресс, а по 15% – регресс.
Исследователи из института РАН придерживаются мнения, что такой скромный результат вызван недостаточным объемом научных знаний о механизмах функционирования экосистем и климата; медленными темпами развития необходимых для достижения ЦУР технологий, столкновением интересов различных групп стран и экономических агентов, дефицитом финансирования и, главное, недооценкой системного характера взаимосвязанности ЦУР. Все это привело к искажениям в целеполагании и приоритетах финансирования, недостаточной эффективности механизмов реализации и в итоге – к торможению прогресса, а в ряде случаев – и к регрессу в достижении ЦУР.
Одной из ЦУР, которой мировое сообщество уделяет особое (в ущерб другим ЦУР) внимание, является изменение климата. Смягчение климатических изменений и их последствий посредством борьбы с антропогенными эмиссиями парниковых газов является необходимым, но недостаточным условием эффективности действий со стороны мирового сообщества. Другим необходимым условием, как подчеркнуто и в Парижском соглашении, и в российской Климатической доктрине, является адаптация населения и экономики к климатическим изменениям и их последствиям.
Несмотря на разработку научно-исследовательскими и экспертными коллективами целого ряда сценариев развития с низким уровнем эмиссий парниковых газов и принятие правительствами крупнейших экономик мира соответствующих программ низкоэмиссионной трансформации экономики, фактические объемы эмиссий парниковых газов в мире увеличиваются и обновляют свои рекордные значения ежегодно.
В чем причины регресса в достижении задач климатической повестки ?
Авторы считают, что при очевидном отставании прогресса в сфере смягчения климатических изменений ситуация усугубляется тем, что климатическая повестка используется рядом стран в качестве инструмента обеспечения собственных выгод. Можно выделить несколько ярких проявлений такой логики действий.
Во-первых, при рассмотрении мер снижения выбросов парниковых газов ведущие экспертные площадки отдают явное предпочтение технологиям возобновляемой и водородной энергетики, электрификации транспорта, которые удовлетворяют двум свойствам: ухудшают конкурентные позиции и наносят ущерб странам, экономики которых в существенной степени зависят от экспорта углеводородов; усиливают конкурентные позиции и увеличивают выгоды стран, которым принадлежат права и патенты на эти технологии.
Во-вторых, Институт РАН определил, что в практику начинают внедряться принципиально новые инструменты, создающие нетарифные барьеры во внешней торговле. Речь идет о механизме трансграничного углеродного регулирования – первый такой механизм запущен в зоне действия европейской системы торговли квотами на эмиссии EU ETS и называется EU Carbon Border Adjustment Mechanism (CBAM). Очевидно, что действие СВАМ обеспечивает две разновидности выгод: увеличивает полную стоимость поставки импортных товаров, тем самым обеспечивая преференциальные условия для внутренних производителей; создает дополнительный фискальный инструмент для наполнения бюджета.
В-третьих, развитые страны через контролируемые ими международные площадки (ОЭСР, МВФ, МЭА, ЮНЕП) продвигают в международную экономическую повестку инициативу по проведению «реформы субсидий на ископаемые виды топлива». В случае принятия указанного механизма произойдет перенастройка ценовых и налоговых пропорций в развивающихся странах через повышение их уровней до «эталонов», определяемых развитыми экономиками. РСИВТ лишит многие развивающиеся страны их естественного конкурентного преимущества – относительно дешевой энергии.
В-четвертых, авторы считают, что ведущие аналитические центры, публикующие периодические прогнозы развития мировой энергетики, в качестве «основных» используют сценарии со значимым сокращением потребления углеводородов в перспективе. С каждым последующим выпуском такого прогноза амбициозность сценариев низкоуглеродной трансформации возрастает, хотя в реальности наблюдается прямо противоположная тенденция. Такой прием создает два набора рисков: давление на цены углеводородов и, соответственно, на экономики стран-поставщиков; «самовоспроизводство» прогнозов при обеспечении критической массы убежденных в их корректности.
Перечисленные процессы закономерно порождают у многих развивающихся стран и у России недоверие и неприятие навязываемых им, не выгодных для них решений. Одним из следствий этого является регресс в достижении цели снижения эмиссий парниковых газов и глобальной климатической проблемы в целом, решить которую можно только общими выверенными действиями, а также в полной мере задействуя потенциал мер адаптации.
Как влияет недоверие стран на финансирование устойчивого развития?
Авторы определили значительное недофинансирование мер адаптации, причем разрыв между потребностями и фактическим объемом финансирования возрастает: в 2023 г. только для развивающихся стран он оценивался в диапазоне от 194 до 366 млрд. долл. в год. При этом, учитывая крайне низкие фактические объемы финансирования (21 млрд. долл. в 2021 г.), их величина должна возрасти как минимум на порядок.
Рассмотренные тенденции свидетельствуют о том, что, несмотря на наличие прогресса в области устойчивого развития, весь комплекс глобальных эколого-климатических и социальных проблем не только остается нерешенным, но и обостряется с учетом нарастания масштабов изменений климата, углубления мирового неравенства и обострения геостратегических противоречий.
Ознакомиться с докладом «Трансформация мировой экономики: возможности и риски для России» можно по ссылке.
Публикацию подготовила Анна Алексеева, ИА ИНФРАГРИН, по материалам ИНП РАН.