9 января Банк России опубликовал информацию с краткими итогами председательства России в БРИКС в 2024 году. Регулятор отметил, что одним из основных направлений сотрудничества стран был финансовый трек, в ходе которого Банк России координировал работу центральных банков. Страны наметили возможные направления для сотрудничества по нескольким темам, включая финансирование устойчивого развития. ИНФРАГРИН представляет основные тезисы доклада, подготовленного Банком России по итогам встречи заместителей министров финансов и управляющих центральными банками стран БРИКС в феврале прошлого года.
Банк России провел масштабное исследование среди стран БРИКС (Бразилия, Китай, Египет, Эфиопия, Индия, Иран, Россия, Южная Африка, ОАЭ) с помощью детального опросника. В результате доклад "Основные подходы к гармонизации стандартов раскрытия информации в области устойчивого развития в странах БРИКС" является результатом совместных усилий по интеграции коллективных знаний и опыта этих стран.
В условиях растущего внимания к вопросам устойчивого развития страны БРИКС предпринимают активные шаги по совершенствованию практик раскрытия нефинансовой информации. Анализ подходов к регулированию раскрытия ESG-информации в странах БРИКС выявляет как общие тенденции, так и национальные особенности.
Регулирование корпоративного сектора
В корпоративном секторе наблюдается движение к обязательному раскрытию информации об устойчивом развитии. Египет, Индия и ОАЭ уже внедрили обязательные требования в рамках листинговых правил. В ЮАР компании, котирующиеся на Йоханнесбургской фондовой бирже, обязаны раскрывать существенные ESG-факторы. Бразилия планирует сделать обязательным раскрытие информации в соответствии со стандартами IFRS S1 и S2 с 2026 года. Россия придерживается "мягкого" подхода, выпуская рекомендации по раскрытию информации.
Финансовый сектор: разные подходы к регулированию
В финансовом секторе подходы варьируются от обязательных требований до рекомендательных норм. Россия, ЮАР и Иран применяют "мягкое" регулирование. В Египте банки и небанковские финансовые организации обязаны предоставлять отчетность по устойчивому развитию. Резервный банк Индии разработал проект требований к раскрытию информации о климатических рисках. В ОАЭ и Бразилии действуют обязательные требования для определенных категорий регулируемых компаний.
Международные стандарты как основа гармонизации
Значимой тенденцией является ориентация на международные стандарты, особенно IFRS S1 и S2. Все страны БРИКС либо уже используют эти стандарты, либо рассматривают возможность их внедрения. При этом Россия, Китай и Египет адаптировали международные стандарты под национальную специфику при разработке локального регулирования.
Новые направления развития
Инновационным предложением стало включение "цифровизации и технологий" как отдельной существенной темы в структуру отчетности. Это позволит компаниям демонстрировать лидерство в применении новых технологий и давать стейкхолдерам комплексное понимание того, как цифровая трансформация способствует созданию долгосрочной стоимости.
Верификация и цифровизация отчетности
Обязательная независимая верификация отчетности об устойчивом развитии пока требуется только в Бразилии и Индии. При этом многие страны БРИКС еще не имеют требований по публикации отчетов в электронном формате. Индия является единственной страной, которая требует предоставления отчетности в формате XBRL.
Регулирование провайдеров услуг и информационных агрегаторов
В странах БРИКС формируется разнообразный ландшафт агрегаторов информации об устойчивом развитии. В Бразилии ведущими провайдерами ESG-данных являются компании B3 (инфраструктурная компания финансового рынка) и ERM NINT. В Индии действует регулирование различных провайдеров ESG-рейтингов, которые агрегируют ESG-информацию. В ОАЭ работают как международные компании (S&P, Moody's), так и местные фирмы, предоставляющие подобные услуги. В Южной Африке значимую роль играют как локальные, так и международные организации, включая Bloomberg и KPMG.
Подходы к регулированию существенно различаются. В Бразилии сбор и обработка отчетов об устойчивом развитии, а также предоставление связанных информационно-аналитических продуктов подлежат регуляторному надзору. В Индии организации, предоставляющие ESG-данные, напрямую не регулируются SEBI, однако компании, выдающие заключения по ESG-профилям, регулируются в соответствии с Положением SEBI о кредитных рейтинговых агентствах 1999 года. В ОАЭ специальное регулирование отсутствует, а в Южной Африке FSCA находится в процессе изучения деятельности провайдеров ESG-рейтингов.
В Бразилии регуляторами, ответственными за надзор за деятельностью по сбору, обработке и анализу информации о рисках, включая ESG-риски, являются BCB и CVM. CVM требует подробного раскрытия информации об ESG, включая сведения о том, раскрывает ли эмитент ESG-информацию в годовых отчетах, какой методологии или стандарту следует, проходит ли отчет аудит независимой организацией и доступен ли он онлайн. BCB требует от финансовых учреждений предоставлять информацию о социальных, экологических и климатических рисках, связанных с их кредитными операциями и ценными бумагами.
В связи с растущей ролью агрегаторов информации страны БРИКС признают необходимость гармонизации подходов к регулированию их деятельности. Это важно для обеспечения объективности, прозрачности и подотчетности информационно-аналитических услуг в области раскрытия информации об устойчивом развитии. Особое внимание уделяется необходимости раскрытия методологий и предотвращения конфликтов интересов, что должно способствовать принятию более обоснованных решений в масштабах всего объединения БРИКС.
Усиление гармонизации стандартов отчетности
Страны БРИКС демонстрируют консенсус относительно важности соответствия лучшим международным практикам. Следующим шагом может стать усиление гармонизации стандартов отчетности стран БРИКС в области устойчивого развития в соответствии с глобальными подходами при учете специфики стран с развивающейся экономикой.
Особое внимание предлагается уделить социальным аспектам отчетности, учитывая высокую плотность населения и быстрый экономический рост стран БРИКС. На данный момент раскрытие социальных данных остается ограниченным, особенно в финансовом секторе, что создает риски для полноценной оценки социальных рисков.
Материал подготовила Анна Алексеева, ИА ИНФРАГРИН, по материалам Банка России