19 июня на Питерском международном экономическом форуме 2025 в рамках сессии «Экология и экономика: синергия финансовых механизмов и инноваций в обращении с отходами» заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Денис Буцаев рассказал о том, как за шесть лет сфера обращения с отходами из «серо-черной» и невидимой для государства зоны превратилась в высокотехнологичную индустрию с 300 миллиардами рублей инвестиций, которая теперь формирует экономику замкнутого цикла и меняет сырьевую базу страны. ИНФРАГРИН публикует ключевые тезисы выступления Дениса Буцаева.
За шесть лет реализации реформы обращения с твердыми коммунальными отходами произошли колоссальные изменения. Совместная работа с регионами привела к тому, что у нас появилась принципиально новая система обращения с ТКО.
Когда только начиналась реформа, сфера ТКО была «серо-черной» — я бы даже сказал, совершенно невидимой для государства. Там не только не было попыток что-либо собрать в качестве налогов, было непонятно даже ценообразование услуги. Сегодня мы можем с уверенностью сказать: мы заложили прочный фундамент для реализации национальной цели «Экологическое благополучие».
О смене сырьевой парадигмы
Национальная цель «Экологическое благополучие» предполагает реализацию федерального проекта «Экономика замкнутого цикла». Президент обозначил амбициозные задачи: к 2030 году мы должны обеспечивать сортировку 100% объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов, захоранивать не более 50% ТКО, а не менее 25% отходов вовлекать в хозяйственный оборот в качестве вторсырья.
Мы уже активно работаем над формированием цикличной экономики — схемы «товар — отход — товар». При этом товары должны оставаться в пользовании как можно дольше, а максимум отходов превращаться во вторсырье и повторно использоваться.
Вы помните, какие жаркие дискуссии были относительно того, в каком формате и соотношении должна развиваться материальная утилизация – то есть переработка в полезное вторсырье и энергетическая утилизация. В этом отношении жизнь все расставила на свои места. С развитием технологии мы все больше и больше склоняемся в материальную утилизацию, то есть мы хотим из отхода получить сырье и в настоящее время технологически это уже достижимо.
Технологически в любом субъекте Российской Федерации из морфологии отходов мы можем получить достаточно высококачественное вторичное сырье. Поэтому сегодня следует говорить уже не о простой инфраструктурной реформе — мы меняем сырьевую базу экономики страны.
Об экосборе в рамках расширенной ответственности производителей
Сырьевой переход – это смещение вектора преимущественного использования сырья: от первичных ресурсов в пользу вторичного сырья. Вторичное сырье облает понятными всем преимуществами, но оно, естественно, обладает и своими минусами. В первую очередь из-за своей стоимости.
Вторичное сырье получается путем сложной технологической переработки. В некоторых случаях это очень многоэтапная задача, и на каждом этапе требуется ссущественные и финансовые, и технологические усилия.
Исходя их затрат, стоимость экологического сырья очень слабо зависит от коньюктуры. Понятно, что формируется рыночная цена на покупку, но тем не менее, ее себестоимость от рынка не зависит. И без финансовых инструментов компенсации подобного рода затрат, вовлечение вторичного сырья в экономический оборот было бы финансово нецелесообразным. Либо очень затратным, и это приводило бы к постоянным разрывам в экономической цепочке производителя.
Именно поэтому, не только у нас в стране, но в целом в мире был придуман механизм расширенной ответственности производителя.
Когда в 2019 году мы начинали дискуссию про экологические сборы, даже про само понятие РОП не многие знали. По итогам прошлого года впервые в нашей стране экологический сбор собран в объеме, который позволяет говорить о серьезных планах не только по капитальным затратам, но и по операционным компенсациям утилизаторов.
Об инвестиционной привлекательности
Шесть лет назад у нас была нулевая инвестиционная привлекательность — серьезных объемов банковского финансирования не было вообще. Объемы инвестирования исчислялись сотнями миллионов рублей, и на них нельзя было построить серьезные инфраструктурные объекты.
Сегодня наша отрасль не испытывает проблем с привлечением банковского финансирования. 70% всех сделок мы делаем со Сбером, который является нашим постоянным партнером с 2019 года.
Мы — одна из немногих отраслей, которая может предоставить инвестору длинные дешевые деньги. Благодаря мерам господдержки эффективная ставка составляет около 8-9%, а объем привлечения — десятки миллиардов ежегодно.
О концессиях без конкурса
В этом году Правительство Российской Федерации выпустило распоряжение, направленное на ускоренное создание 36 комплексных объектов обращения с твердыми коммунальными отходами. Суммарная мощность обработки этих 36 КПО составляет 4,5 млн тонн в год, утилизации – 2,3 млн тонн, размещения – 3,7 млн тонн. Благодаря этому распоряжению будет практически полностью обеспечено достижение показателей федерального проекта «Экономика замкнутого цикла». Общий объем инвестиций в эти проекты составляет порядка 140 млрд рублей.
Теперь регионы смогут заключать концессии с определенными организациями без проведения конкурса. Обязательным участником в них станет РЭО, который обеспечит льготное финансирование проектов. Это позволит контролировать целевое использование средств, соблюдение сроков строительства инфраструктуры ТКО, а также сократит сроки прединвестиционной стадии и снизит риск удорожания проектов.
В перечень для строительства объектов по такой процедуре вошли 19 регионов. И все они уже активно работают с инвесторами, мы в этом помогаем. Например, Красноярский край уже согласовал финансовые модели шести проектов по новому механизму — без конкурсных процедур. Всего здесь построят семь объектов общей мощностью в 735 тысяч тонн. Их стоимость оценивается в 25 млрд рублей.
Понимаю, что дискуссионная тема, понимаю, что можно по-разному к этому относиться. Объясню, почему было сделано. У нас тридцатый год это финальная точка, когда должна быть создана вся инфраструктура первичного звена. То есть мы должны научиться извлекать полезную фракцию во всех субъектах Российской Федерации на современных новейших объектах инфраструктуры. И многие регионы, к сожалению, до настоящего момента не создали условия, которые бы позволили им реализовать крупные инвестиционные проекты с использованием мер поддержки. А заключение концессионных сделок по которым проходит большинство мер поддержки, составляет до полутора лет, ведь мы проходим две государственные экспертизы - экологическую и строительную.
О нормативных изменениях, которые готовятся
В настоящее время в процессе согласования несколько нормативных документов:
– Изменения в Правила № 775* касаются уточнения условий включения в территориальную перегрузочных станций. Также в документе прописываются условия отражения в терсхеме труднодоступных территорий, где утилизация ТКО будет осуществляться с помощью производства искусственных грунтов.
– Изменения в Положение № 913** касаются размещения во ФГИС УТКО информации о труднодоступных территориях, перегрузочных станциях, а также вторичных ресурсах, полученных в результате раздельного накопления и так далее.
– Изменения в Приказ № 919*** касается уточнения данных, которые размещают власти регионов в территориальных схемах. Также в документе прописываются сроки размещения таких данных.
По этим нормативным актам завершаются процедуры согласования.
О технологической локализации
Мы уже достигли 90% локализации оборудования. Начинали с обратной цифры — было 10% собственного производства, всё остальное завозили. Сейчас многие технологические решения у нас лучше зарубежных аналогов.
Например, я с гордостью могу сказать, что по оптическому сепарированию наши разработки с точки зрения корректности распознавания значительно лучше зарубежных аналогов.
О потребности в кадрах и бюджетных местах
К сожалению, мы не сможем построить замкнутую экономику без профессионалов. Наша отрасль нуждается в 100 тысячах специалистов до 2030 года. И здесь большую работу проводит ППК РЭО. Создан и действует консорциум содействия экономики замкнутого цикла, куда сейчас входят 53 организации, включая бизнес и ведущие вузы страны, открыта базовая кафедра в РЭУ им. Плеханова, скоро откроется в РУДН.
Мы с благодарностью относимся к тем решениям, которые принимают ректоры соответствующих учебных заведений. Они дают возможность нам входить не только в программы платного обучения, но в том числе и бесплатного, что позволяет привлекать достаточно большое количество студентов, которые учатся за государственный счет и получают специальности в нашей отрасли.
О смене не только названия
Федеральный проект, который отвечает за нашу отрасль, сменил название с «системы обращения с ТКО» на «экономику замкнутого цикла». Мы не просто фокусируемся на инфраструктурном строительстве, но сопровождаем сырьевой передел так, чтобы вторсырье эффективно использовалось при производстве новых продуктов.
Во-первых, мы значительно снижаем объемы захоронения на полигонах. Во-вторых, вводим понятия «зеленых продуктов» — упаковочных решений из вторсырья. Они получают исключения по экосборам и преференции при государственных закупках.
Следующий этап — углубление использования вторсырья. Есть нормативные барьеры для его применения в отдельных отраслях, поскольку когда принимались ограничения, таких технологических возможностей еще не было. Ограничения будем снимать.
Таким образом, мы проводим структурированную работу по формированию экономики замкнутого цикла. Впереди огромный массив работы, но убежден — совместными усилиями наша молодая отрасль справится со всеми вызовами.
*Постановление Правительства Российской Федерации
от 6 июня 2024 г. N 775 "О территориальных схемах обращения с отходами производства и потребления", которым утверждены Правила разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами производства и потребления
**Постановление Правительства российской Федерации от 20 мая 2022 года N 913 "Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов"
*** Приказ Минприроды России от 26 декабря 2022 г. № 919 "Об установлении состава, сроков и периодичности размещения информации в федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов субъектами, размещающими информацию в данной системе"



