В России формируется новая практика, когда региональные власти закупают детские товары через портал госзакупок для создания пунктов проката вещей и предметов первой необходимости. Такие инициативы, с одной стороны, помогают молодым семьям с небольшими доходами растить детей в комфорте, а, с другой стороны, это способствует бережному использованию ресурсов. ИНФРАГРИН исследует тему проката одежды и предметов первой необходимости в контексте исторического опыта и новых трендов совместного пользования в парадигме экономики замкнутого цикла.
Детская коляска на прокат за счет региона
Министерство социальной политики Нижегородской области инициировало программу создания пунктов проката предметов первой необходимости для детей до трёх лет. Документ охватывает период с 2025 по 2027 год. Согласно проекту, уже в 2025 году первые пункты проката планируется открыть на базе центров социального обслуживания в Автозаводском районе Нижнего Новгорода, а также в Дзержинске и Арзамасе. В последующие два года пункты появятся и в других районах области.
В пунктах проката родители смогут бесплатно получить в пользование до трёх предметов из утверждённого списка. В перечень вошли 18 наименований, включая детские кроватки, коляски (в том числе для двойняшек), манежи, стульчики для кормления, электрокачели, автокресла и другие вещи, необходимые в первые годы жизни ребенка.

Про шеринг не знали, но прокатом пользовались
После окончания Великой Отечественной войны и восстановления экономики Советский Союз начал развивать новые формы обслуживания населения, направленные на повышение качества жизни людей. Одним из таких социальных феноменов стала система проката предметов бытового и культурного назначения, а также дорогих вещей, превратившаяся за несколько десятилетий в масштабную сеть государственных учреждений с разветвленной инфраструктурой. Эта система не только решала проблему дефицита товаров, но и внедряла принципиально новую модель потребления, ориентированную на коллективное использование ресурсов.
Пункты проката чаще всего организовывались при домах быта или домах бытовых услуг. В крупных городах их было больше, в небольших населенных пунктах — меньше. Услуги проката были доступны не только городским жителям, но и сельскому населению.
Система проката стала частью бытового уклада в советском обществе по нескольким причинам:
Дефицит товаров: многие вещи сложно или невозможно было купить в обычном магазине из-за их отсутствия или необходимости стоять в очередях месяцами.
Временная потребность: многие предметы нужны лишь на определенный период. Как отмечено в источниках: "Зачем покупать палатку, если ходишь в походы один раз в год и то — не очень далеко? Так ли нужна детская коляска, из которой малыш уже через год вырастет? Зачем нужны плетеные складные кресла, если ими пользуются только на даче, в течение 2-3 летних месяцев? Свадебное платье на один раз - дорого и непрактично".
Экономическая целесообразность: советский человек жил скромно, и тратить значительные суммы на редко используемые вещи было нерационально.
Тестирование перед покупкой: некоторые пункты предлагали особую услугу — клиент мог взять товар на прокат, протестировать его и, если он подошел, просто купить там же.
Более широкий ассортимент: порой прокатный ассортимент был шире, чем предлагалось в обычных, классических магазинах.
Советские пункты проката представляли собой уникальное явление, отражавшее особенности экономики и быта страны. Эта система позволяла рационально использовать ресурсы в условиях ограниченного производства и дефицита товаров. Сегодня принципы, лежавшие в основе работы советских пунктов проката, находят новое воплощение в концепции шеринговой экономики, приобретающей все большую популярность во всем мире.

Дизайнерские бренды уходят в прокат
Американская компания Rent the Runway с 2009 года позволяет гражданам арендовать дизайнерскую одежду, а также ежемесячно обновлять гардероб новой партией без непосредственной покупки вещей. Компания предлагает оптимальные планы подписки: ограниченный доступ к одежде с розничной стоимостью до $350, в рамках которого каждый месяц получатель может использовать по пять вещей; полный доступ к дизайнерским моделям с розничной стоимостью до трех тыс. долларов с отправкой по пять или десять вещей в месяц.
Каждая модель перед доставкой направляется в химчистку, а также может быть не только забронирована на особую дату, но и куплена по скидку. Кроме того, компания автоматически включает несколько бесплатных резервных размеров в каждую поставку.
Rent the Runway предлагает на выбор все виды одежды и стилей: платья, топы, джинсы, сумки и даже аксессуары от брендов Аdidas by Stella McCartney, BOSS, Gucci, Moschino Jeans, Polo Ralph Lauren и др.
With Love From...
Куда более демократичную инициативу продвигает проект With Love From…., благодаря которой в Англии библиотека Освестри превратилась в модный шоу рум, где помимо книг на прокат можно взять и одежду. Проект представляет возможность выбора из 400 вещей, которые можно взять на три недели и вернуть, как книгу. Организатор Лиззи Диббл создала инициативу еще в 2023 для обмена одеждой между друзьями и семьей, однако в результате растущего интереса и пожертвований проект получил многочисленную огласку, и теперь Лиззи Диббл планирует открыть еще больше точек в этом году.

Путешествия без багажа
Авиакомпания Japan Airlines (JAL) предоставляет современную услугу проката одежды под названием «Any Wear, Anywhere». Инициатива призвана помочь путешественникам облегчить вес багажа и предотвратить выбросы углерода. JAL утверждает, что на каждый килограмм веса, который удается снизить при перелете из Токио в Нью-Йорк, выбросы углерода самолетом также сокращаются на 0,75 килограмма.
Таким образом, расширяя использование сервиса, JAL стремится создать среду, в которой клиенты смогут использовать местные варианты для всех аспектов своего путешествия: питания, одежды, размещения, при этом превращая поездки в более устойчивый и комфортный опыт.
Чтобы воспользоваться услугой, покупателям необходимо зарегистрироваться онлайн и указать адрес снимаемого жилья или забронированного отеля. Заявка должна быть сделано за месяц вперед, а сама одежда будет доступна путешественникам в течение двух недель.
Развитие шеринговой экономики - мировой тренд
Шеринговая экономика (экономика совместного потребления) демонстрирует стремительные темпы роста, трансформируя традиционные модели владения ресурсами и формируя новые подходы к потреблению товаров и услуг. Анализ современных статистических данных раскрывает масштаб и перспективы этого глобального экономического феномена.
Согласно Отчету о мировом рынке совместного потребления 2025, шеринговая экономика переживает период беспрецедентного расширения:
- Ожидается рост с $194,14 млрд в 2024 году до $246,18 млрд в 2025 году, демонстрируя совокупный годовой темп роста (CAGR) в 26,8%
- К 2029 году прогнозируется достижение отметки в $631,32 млрд при сохранении CAGR на уровне 26,5%
- По более оптимистичным оценкам Technavio, глобальный рынок вырастет на $1,12 трлн в период 2025-2029 годов с CAGR 32,3
- К 2031 году объем рынка может достичь $794 млрд, увеличившись с $150 млрд в 2023 году
- Согласно некоторым прогнозам, выручка шеринговой экономики превысит отметку в $1 трлн к 2031 году
Эта динамика свидетельствует о фундаментальном сдвиге потребительских предпочтений в сторону моделей временного пользования вместо постоянного владения.
Материал подготовлен с использованием публикаций Withlovefrom, Rent the Runway, Japan Airlines
Photo by Mika Baumeister / Unsplash
А также...
