COP30, которая пройдет в ноябре 2025 года в бразильском Белене, может стать не просто очередным климатическим саммитом, а переломным моментом в понимании того, кто и как должен управлять глобальным переходом к устойчивости. Параллельно с подготовкой к конференции разворачивается беспрецедентная дискуссия об этических основах климатических действий, а движения сопротивления в Латинской Америке выдвигают альтернативные модели справедливого перехода. ИНФРАГРИН разбирается в новых смыслах, которые все больше проявляются в общественном дискурсе накануне СОР30.
GES обновляет климатическую дипломатию
COP30, которая пройдет в ноябре 2025 года в бразильском Белене, обещает стать не просто очередным климатическим саммитом, а переломным моментом в понимании того, кто и как должен управлять глобальным переходом к устойчивости. Параллельно с подготовкой к конференции разворачивается беспрецедентная дискуссия об этических основах климатических действий, а движения сопротивления от Пуэрто-Рико до бразильского Серрадо выдвигают альтернативные модели справедливого перехода.
Как сообщает официальный сайт COP30, за 29 конференций ООН по климату никто ранее не обращался к этическим вопросам — именно так президент предстоящего саммита Андре Корреа ду Лагу обосновал запуск Глобальной этической инвентаризации (Global Ethical Stocktake, GES). Эта инициатива, выдвинутая совместно президентом Бразилии Луисом Инасиу Лулой да Силвой и генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем, призвана дополнить техническую инвентаризацию Парижского соглашения этическими, моральными, культурными и философскими измерениями.
Основание для такого радикального поворота сформулировано предельно четко: человечество уже обладает техническими решениями, необходимыми для борьбы с изменением климата, но не хватает этического обязательства для их реализации. Министр экологии и климатических изменений Бразилии Марина Силва, возглавляющая процесс, объясняет его как попытку противодействия этике обстоятельств, которая углубила множественные кризисы, и создания новой этической основы для руководства следующим десятилетием климатических действий.
GES реализуется через систему региональных диалогов на всех континентах. Первый прошел в Лондоне в июне под руководством бывшего президента Ирландии Мэри Робинсон, второй — в Боготе 21 августа при участии бывшего президента Чили Мишель Бачелет. В диалогах участвуют не только правительственные делегации, но и представители коренных народов, религиозных сообществ, молодежных движений, деятелей культуры и бизнеса.
Особое внимание уделяется интеграции знаний коренных народов и предотвращению создания так называемых "жертвенных зон" — территорий, сознательно отдаваемых под экологически разрушительные проекты в ущерб местным сообществам. Министр по делам коренных народов Бразилии Соня Гуахахара подчеркнула, что решение проблемы изменения климата требует укрепления глобальной демократии и обеспечения участия коренных народов во всех дискуссиях.
Процесс завершится подготовкой шести региональных отчетов и глобального синтезирующего документа, которые будут переданы главам государств на COP30.

Латинская Америка против зеленого капитализма
Пока дипломаты обсуждают этические принципы, исследователи и активисты документируют жесткую реальность зеленого капитализма — системы, которая, как отмечается в специальном выпуске NACLA Report on the Americas, представляет собой "ископаемый гаттопардизм". Термин отсылает к знаменитой фразе из романа Джузеппе Томази ди Лампедузы "Гепард": "Если мы хотим, чтобы все оставалось как есть, все должно измениться". Авторы используют эту метафору для описания ситуации, когда зеленый переход выглядит как кардинальная перемена, но, по сути, сохраняет основы классического капитализма. И приводят убедительные примеры.
В Бразилии так называемая Литиевая долина превращается в символ противоречий. Регион, отмеченный дефицитом воды, сопротивлением сообществ и экологической деградацией, продвигается как центр устойчивого развития и климатического лидерства. Аналогичные процессы разворачиваются в Чили, где добыча лития и проекты зеленого водорода создают новые экологически неблагополучные районы в пустыне Атакама, воспроизводя привычные паттерны территориального присвоения под видом декарбонизации.
Карибский регион столкнулся с новой формой зеленой колонизации — продвижением глубоководной добычи полезных ископаемых. Эта модальность абсорбирует критику социальных конфликтов, связанных с наземной добычей, представляя океан как зону без конфликтов — пространство, лишенное социальной борьбы, где экологическое разрушение может идти беспрепятственно.
В бразильском Серрадо активно продвигаются эвкалиптовые монокультуры, которые под видом лесовосстановления уничтожают уникальные экосистемы саванны, истощают почвы и водные ресурсы, разрушают биоразнообразие и вытесняют местные сообщества с их традиционными способами землепользования. Классический пример гринвашинга: выглядит зелено (деревья же сажают!), а по сути, это промышленное разрушение природы под экологическими лозунгами.
В колумбийской Амазонии канадские горнодобывающие компании расширяют деятельность, утверждая, что добывают критически важные металлы для батарей, солнечных панелей и ветрогенераторов — то есть для зеленого перехода. На деле же они разрушают леса, загрязняют реки и принудительно переселяют коренные сообщества, лишая их традиционных территорий охоты и рыболовства.
Финансовая архитектура климатических действий также претерпевает негативную трансформацию, утверждают авторы NACLA Report on the Americas. Новые инструменты — долговые свопы за природу, зеленые облигации, климатическое финансирование — представляются как доброжелательные решения, но часто создают новые формы зависимости. Яркий пример — Галапагосские острова, где крупнейший в истории долговый своп за природу ввел форму зеленой милитаризации, еще больше ограничив автономию местных сообществ.

Движения сопротивления от Карибов до Серрадо
Несмотря на агрессивную экспансию зеленого капитализма, история не сводится только к отчуждению и ложным решениям. По всему региону укореняются мощные движения сопротивления и альтернативы. Сообщества противостоят земельным захватам, разоблачают гринвошинг и организуются для возвращения автономии над энергетикой, продовольствием, территорией и образом жизни.
В Пуэрто-Рико сформировалось одно из самых конкретных и вдохновляющих предложений энергетической справедливости в регионе. После лет коррупции, отключений электроэнергии и провалов приватизации коммунальных услуг, углубивших энергетическую бедность, местные сообщества разработали конкретные планы и инфраструктурные проекты децентрализованного, общинного перехода к солнечной энергетике — менее привязанного к «товаризации». Эти движения выходят за рамки возобновляемых источников энергии: они представляют антиколониальную борьбу за демократию и народную модель энергетического будущего.
В Гондурасе борьба народа гарифуна — афро-карибского коренного сообщества — стала символом более широкого сопротивления территориальным амбициям зеленого капитализма. Сообщества гарифуна защищают свои исконные земли не только от расширения туризма и агропромышленных проектов, но и от новых схем зеленых инвестиций, которые представляют себя как устойчивые, продолжая при этом увековечивать отчуждение. Их сопротивление укоренено в долгой традиции автономии, культурной идентичности и территориальной защиты.
В самом Белене, городе-хозяине COP30, городские движения организуются за право на город, противостоя противоречиям зеленого саммита в городе, отмеченном экологической несправедливостью, глубоким неравенством, ветхим жильем и маргинализацией чернокожих и коренных жителей.
Что объединяет эти движения — это не только оппозиция, но и построение видения коллективной жизни, полностью отвергающей экстрактивистские парадигмы. Эти альтернативы основаны на разнообразных мировоззрениях, но имеют ключевые общие черты: приверженность реляционному пониманию природы, защита территориального суверенитета и вера в переходы, которые возникают снизу, а не навязываются сверху.

Новые вопросы про сложную правду
По мере приближения COP30 Амазония становится глобальной сценой для климатического дискурса. Этот момент несет как возможности, так и опасности. С одной стороны, он подчеркивает экологическую важность региона. С другой — рискует стать еще одним зеленым спектаклем, который использует символические образы природы и культур коренных народов, легитимируя ложные решения, корпоративный захват и новые раунды зеленых экстрактивистских инвестиций.
Как сообщает коммуникационное агентство Greenhouse Agency, GES является одним из четырех кругов лидерства COP30, направленных на дебаты по климатическому финансированию, усилению голосов коренных народов и традиционных сообществ, размышлениям о климатическом управлении и мобилизации вокруг новой глобальной этики.
Однако критическим остается вопрос: кто будет определять правила игры? Амазония не может быть сведена к поглотителю углерода для Глобального Севера или рынку для зеленых финансов. Это дом для живых сообществ, культур и экосистем, будущее которых не может диктоваться из корпоративных залов заседаний или деклараций саммитов. То же самое касается богатых литием пустынь, зон биоэкономики и энергетических коридоров по всему региону.
Движения сопротивления поднимают фундаментальные вопросы о власти, которые выходят далеко за рамки технических дискуссий о климатических технологиях: кто контролирует средства перехода? Кто определяет, что означает устойчивость? Кто решает, какие территории приносятся в жертву, а какие защищаются? Это не просто технические или экономические вопросы — это политические и этические.
COP30 может стать поворотным моментом в истории климатических переговоров. Впервые за три десятилетия на столе лежат не только технические решения и экономические механизмы, но и фундаментальные вопросы справедливости, этики и власти. Впервые голоса снизу — от коренных народов Амазонии до урбанистов Белена — получают институциональные площадки для артикуляции альтернатив корпоративному зеленому переходу.
Возможно, мы входим в новую эпоху климатических конференций, где простых решений больше не будет, но, возможно, значительно меньше станет и пустых амбиций с заявлениями. Сложная правда лучше, чем бесконечный гринвашинг. И если GES действительно сможет внести этическое измерение в климатические переговоры, то COP30 в Белене может стать началом более честного и демократичного разговора — основанного не на односторонних решениях, а на умении слышать разные стороны и находить компромиссы.
Фото: AP Photo/Eraldo Peres