Развитие зеленого финансирования - новый вопрос интеграционной повестки ЕАЭС

Развитие зеленого финансирования - новый вопрос интеграционной повестки ЕАЭС

27 мая 2021 | Зеленые финансы | Фото: https://eec.eaeunion.org/upload/resize_cache/iblock/e2b/1400_909_2/IMG02443.JPG

25 мая 2021 года прошел Вебинар «Новые вызовы для внешней торговли государств-членов ЕАЭС вследствие мер по борьбе с изменением климата третьих стран и пути их преодоления», организованный Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Руководитель экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» Светлана Бик выступила модератором Панельной сессии «Зеленое финансирование в контексте устойчивого развития государств-членов ЕАЭС». Участники обсудили необходимые реформы в государствах-членах ЕАЭС для достижения целей устойчивого развития, а также основы зеленого финансирования для устойчивого развития государств-членов ЕАЭС как новый вопрос интеграционной повестки.

«Считаем, что эта тема, безусловно, является важной и заслуживающей самого серьезного профессионального разбора. Сейчас нам нужно сохранить экспертизу и, может быть, даже проявить инициативу в вопросах подходов к климатической повестке с учетом собственных экономических интересов. Со своей стороны мы видим, что существует ярко выраженная необходимость установления и продвижения диалога между государствами-членами и со странами-партнерами на пространстве Большой Евразии», – отметил министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, открывая вебинар.

Существенными моментами реализации климатической повестки являются поддержка инвестиционных проектов по перспективным технологическим решениям, а также введение общей цифровой платформы учета выбросов парниковых газов.

«Необходимо посмотреть, что мы можем предложить, чтобы максимально наладить сотрудничество, поскольку речь идет об исключительно дорогостоящих и капиталоемких процессах. Реальное продвижение потребует реальной кооперации – в одиночку пройти этот путь будет непросто», – заявил Андрей Слепнев.

Директор департамента торговой политики ЕЭК Игорь Назарук озвучил предложения торгового блока ЕЭК: вопросы климатической повестки следует включить в повестку консультаций с основными партнерами ЕАЭС по Большой Евразии: ЕС, КНР и другими странами. Необходимо сформировать скоординированную позицию в отношении мер третьих стран для международных площадок, прежде всего, ВТО и Конференции ООН по вопросам изменения климата. В рамках переговорных треков ЕАЭС нужно продвигать «зеленые» и «климатические» проекты в партнерстве с банками государств Союза.

В ходе вебинара состоялись три сессии. Участниками первой стали представители уполномоченных государственных органов, которые обсудили вопросы политики, реализуемой странами Союза в сфере борьбы с изменением климата. В рамках второй сессии представители делового сообщества поделились мнением в отношении рисков, которые несет в себе энергопереход и меры, аналогичные пограничному корректирующему углеродному механизму Евросоюза.

На третьей сессии «Зеленое финансирование в контексте устойчивого развития государств-членов ЕАЭС» участники обсудили необходимые реформы в государствах-членах ЕАЭС для достижения целей устойчивого развития, государственную поддержку климатических проектов в государствах-членах ЕАЭС, ESG-трансформацию в странах Союза и выработку унифицированных подходов, а также основы зеленого финансирования для устойчивого развития государств-членов ЕАЭС как новый вопрос интеграционной повестки. Сессию модерировала руководитель экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» Светлана Бик.

Светлана Бик сообщила, что в начале прошлой неделе состоялось знаковое событие для российской системы зеленого финансирования - Минэкономразвития России опубликовало для общественного обсуждения проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении критериев проектов развития в Российской Федерации и методических указаний, направленных на достижение целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации». Проект направлен на создание институциональных основ зеленого финансирования в России. В других странах ЕАЭС зеленая и климатическая повестки также получили развитие, а в некоторых уже значительно продвинулись вперед. В этой связи в контексте евразийской экономической интеграции активный диалог между странами-участницами ЕАЭС становится чрезвычайно важным.

Директор департамента финансовой политики Минфина России Иван Чебесков отметил интерес со стороны инвесторов к зеленым финансам, а также проинформировал об изменении глобальными фондами своей политики и переносе акцентов в область устойчивого финансирования. Он добавил, что, когда речь идет про меры поддержки зеленого рынка, нужно смотреть на ситуацию в комплексе, как это будет влиять на экономику, на бюджет в том числе, и как прогнозировать не только расходную часть, но и доходную, в виду возможных выпадающих доходов бюджета в связи с глобальными трансформациями в целях достижения углеродной нейтральности.

Вице-президент ВЭБ.РФ Дмитрий Аксаков рассказал о подготовке базовых документов для запуска в России рынка зеленых финансов. Основным документом является таксономия зеленых проектов, которая содержит критерии отнесения тех или иных проектов к категории зеленых по 8 направлениям деятельности от утилизации и переработки отходов до зеленого сельского хозяйства. Все направления во много пересекаются с международно признанными. Кроме того, в виду особенностей российской экономики была разработана таксономия переходных проектов, которые по международным классификациям зелеными признать нельзя, но реализация которых необходима для снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Дмитрий Аксаков отметил успехи Казахстана в построении системы зеленого финансирования. Поскольку сегодня в странах ЕАЭС есть различные наработки, важно иметь общую площадку для обсуждения, что, по его мнению, будет способствовать сближению позиций внутри ЕАЭС.

Светлана Бик считает, что разработка двух таксономий – это единственной верный путь развития рынка зеленых финансов в России, учитывая структурные особенности экономики, и это своего рода методическая новация, которой можно гордиться. «Общей площадкой для обсуждения могла бы стать экспертно-аналитическая платформа «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» infragreen.ru. Платформа INFRAGREEN создана для объединения экспертов и практиков в области устойчивого развития и зеленых финансов.  По итогам 2020 года платформа INFRAGREEN при поддержке Национального рейтингового агентства подготовила два отчета о развитии рынка зеленых финансов в России и в странах ЕАЭС.

Начальник управления развития корпоративных отношений департамента корпоративных отношений Банка России Андрей Якушин рассказал, что Банк России разработал рекомендации по ответственному инвестированию для институциональных инвесторов, подготовил изменения в Стандарты эмиссии, в которых появились две главы, посвященные инструментам устойчивого развития – зеленым и социальным облигациям. «В стандарты мы прописали ряд условий, при выполнении которых эмитент вправе в решение о выпуске и на проспекте указывать идентификацию выпускаемые облигации как зеленых или социальных», - добавил он. Одним из условий стало наличие права владельцев облигаций требовать погашения в случае нецелевого характера займа, что предусмотрено Гражданским кодексом.  

Андрей Якушин отметил, что Банк России планирует внесение изменений в Стандарты, которыми предусмотрено включение российских стандартов зеленого финансирования в качестве ориентира, возможность для эмитента в условиях выпуска предусмотреть отсутствие права владельцев облигаций требовать погашения в случае нецелевого характера займа, а также возможность включения в условия выпуска зеленых облигаций ряд ковенант для повышения инвестиционной привлекательности, например, повышение размера купона в случае нарушения целевого характера займа. «В дальнейшем мы также планируем рассмотреть вопрос создания правовой среды для выпуска облигаций, которые привязаны к ключевым показателям эффективности, связанным с целями устойчивого развития. Для тех эмитентов, которые не могут пока еще полностью охарактеризовать себя как зеленые, также необходимы средства на модернизацию производства, снижение углеродного следа», добавил он.

Старший вице-президент по ESG Сбера Татьяна Завьялова рассказала о международных ESG трендах. Она отметила, что в конечном счете компании, которые игнорируют ESG ожидания инвесторов, столкнуться с тем, что их профиль риска увеличится, что может оказать влияние на возможность доступа к капиталу.

Она отметила, что отсутствие у компаний четких планов и политик в области ESG становится серьезным ограничением к финансовым ресурсам. Поэтому Сбер начинает преобразования внутри себя. «И одна из наших ключевых задач, пройдя собственную трансформацию, помогать нашим клиентам соответствовать ESG критериям», добавила Татьяна Завьялова.

По словам Татьяны Завьяловой Сбер развивает основные направления зеленого финансирования внутри банка, включая зеленые кредиты, выпуски зеленых и социальных облигаций, установил цель достигнуть нулевого уровня прямых выбросов к 2030 году, а также разрабатывает стратегию по сокращению непрямых выбросов (scope 3) по своему портфелю. Кроме того, в Сбере меняется система управления, а именно создана линия подотчетности по ESG на уровне набсовета и правления и введена зависимость вознаграждения руководства Сбера от достижения выполнения KPI по ESG показателям.

Директор департамента проектного финансирования и работы с инвесторами АО «Национальные управляющий холдинг «Байтерек» Асет Тажикенов отметил, что Казахстан – это первая стана в Центральной Азии, которая создала условия для развития зеленых проектов и переходу к низкоуглеродной экономике. В стране реализуются проекты по строительству ветровых электростанций, по переходу городского транспорта полностью на электрическую тягу и др. Фонд предпринимательства «Даму», который поддерживает малый и средний бизнес, выпустил первые зеленые облигации на площадке Международного финансового центра «Астана», что стало своего рода призывом к переходу к новым инструментам.

Менеджер по международному развитию Росэксимбанка Майя Мошкина рассказала об информационной, кредитно-гарантийной и страховой поддержке экспортных компаний по направлениям устойчивого развития. Она отметила, что при проведении комплексной оценки в целях организации поддержки в случае, если проект в полной мере не соответствует определенным стандартам, то Росэксимбанк не отказывает в поддержке, а помогает составить план мероприятий по устранению несоответствий. 

Управляющий директор по проектам развития Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков отметил, что сегодня экологическая экспертиза является очень важной составляющей верификации зеленых финансовых инструментов и оценки интеграции фактор ESG в деятельность компаний. Для НРА источником качественной глубокой экологической экспертизы компаний, проектов является Всемирный фонд дикой природы, с которым агентство сотрудничает порядка 10 лет в части экологической открытости. Именно такая работа в партнерстве, по мнению Виктора Четверикова, дает качество и эффективность экспертной оценки и является единственным правильным выходом.

По словам начальника управления международных отношений Министерства окружающей среды Республики Армения Рузанны Григорян, вопрос привлечения зеленого финансирования одним из наиболее приоритетным для министерства и лежит в основе стратегического сотрудничества с международными банками и климатическими фондами. С мая 2020 года по инициативе министерства и при финансировании Зеленого климатического фонда реализуется проект по расширению практик зеленого финансирования в Армении. Основными целями этого проекта являются изучение существующих практик, одушевляемых банками и кредитными организациями, выявление барьеров, препятствующих развитию, создание нормативно-правовой базы, учитывающей передовой международный опыт, разработка и внедрение методологических пособий в банках и кредитных организациях, экологические и социальные стандарты и переподготовка кадров.  Рузанна Григорян отметила, что одним из ключевых аспектов работы является формирование таксономии, перечня секторов и подсекторов экономики, инвестиции в которые можно считать зелеными. Основные результаты осуществляемого проекта будут доступны к концу 2021 года.  

Управляющий Центра по климатическому финансированию Кыргызской Республики Ибраев Фархад сообщил, что республика заявила о приверженности присоединиться к международной инициативе по развитию зеленой экономики 10 лет назад. Основательные шаги были приняты в 2018 году, когда была утверждена Концепция зеленой экономики «Кыргызстан - страна зеленой экономики». В 2019 году была принята правительственная программа развития зеленой экономики на среднесрочный период. В начале 2021 года на базе Национального банка создана рабочая группа по внедрению принципов зеленого финансирования с участием всех коммерческих банков. Для обеспечения системности и масштабности процессов готовится дорожная карта, в рамках реализации которой будет повышаться как институциональный потенциал банковского сектора, так и будут пересматриваться системы управления рисками, предусмотрено продвижение зеленого страхования, мероприятия по внедрению скоринговой системы для бюро кредитных историй.

Полную запись вебинара можно посмотреть по ссылке.

Информационное агентство ИНФРАГРИН с использованием http://eec.eaeunion.org/

14 апреля 2024 | Новости
Китай последовательно поддерживает развитие зеленых финансов
31 марта 2024 | Новости
Банк России отчитался перед Государственной Думой и всей страной за 2023 год
05 марта 2024 | INFRAGREEN_LAB
Ежегодный доклад «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24»
Приходите в телеграм
Авторский канал Светланы Бик
100%_Зелёного
Экспертное мнение и полезные материалы о социально-экологических смыслах и действиях в ESG экономике.
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Инфраструктура | Денис Буцаев
«От захоронения мы, я надеюсь, через какое-то время откажемся полностью, но для этого надо всей экономике совершить качественный переход: от линейной — к экономике замкнутого цикла»
Зеленые финансы | Платформа ИНФРАГРИН
Ежегодный доклад «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24»

Ежегодный доклад «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при поддержке Розничной сети «Магнит», Газпромбанка, Российского экологического оператора, Промсвязьбанка, Группы «Дело», МЕТАЛЛОИНВЕСТА, РСПП, Института экологии РУДН им. Патриса Лумумбы, Делового Центра экономического развития СНГ, АИК и Всероссийский музей декоративного искусства.  Учредителем Платформы ИНФРАГРИН является ООО «Экспертное агентство «Открытые коммуникации» www.open-communication.ru.