Единицы природы: как привлечь частные инвестиции к решению долгосрочных экологических задач

Единицы природы: как привлечь частные инвестиции к решению долгосрочных экологических задач

ИНФРАГРИН продолжает публикацию позиций и предложений ведущих российских экспертов в сфере устойчивого развития о том, как привлечь частные инвестиции в сохранение экосистем и перейти к увеличению природного капитала России. Иван Барсола, Исполнительный директор Дирекции по ESG ПАО Сбербанк, член экспертно-редакционной группы АСИ по подготовке концепции финансового инструмента «Единицы природы» рассказывает о риск-ориентированном подходе, который может стать основой нового финансового инструмента.

 Современный уровень развития научного понимания состояния окружающей среды однозначно говорит о чрезвычайно высоких долгосрочных рисках, с которыми столкнется общество. Накопленный исторический опыт, а также знания в смежных отраслях таких как экономика, социальная и естественные науки, медицина без сомнения указывают на связь между социально-экономической деятельностью человека, экологическим состоянием среды обитания и здоровьем и благополучием общества. Несмотря на консенсус о том, что цель — это здоровое общество с высоким качеством жизни в чистой природной среде, такой тройной баланс, фактический являющийся общественным благом, на практике становится труднодостижимым. Почему?

Противоречия на пути к общественному благу

Среди многих причин наиболее существенными барьерами на пути к общественному благу я бы выделил четыре противоречия:

– между положительной ролью экономической деятельности и ее негативным воздействием на окружающую среду и здоровье человека,

– между комплексностью задачи и необходимостью междисциплинарного взаимодействия,

– между интересами государства, бизнеса и общества,

– между долгосрочным видением общественного блага и краткосрочным бюджетным планированием.

В целом на учет всех вышеперечисленных факторов направлена активность в области устойчивого развития и социальной ответственности как на международном уровне (цели ООН, многочисленные международные договоры в области охраны окружающей среды), так и на национальном —  в первую очередь, речь, безусловно, идет о национальных целях. Наряду с этим существуют законодательные требованя, предъявляемые к компаниям, а также добровольные стандарты.

Однако пока указанный широкий спектр усилий не привел к существенным результатам. Ключевым недостающим звеном в рамках многочисленных дискуссий называется нехватка финансирования мероприятий, направленных на повышение общественного блага, выходящих за рамки обязательных требований. Такое положение дел отмечается как со стороны представителей государственных органов, так и со стороны коммерческих компаний.

Ответом на такой запрос мог бы стать новый финансовый инструмент, главной задачей которого должно было бы стать привлечение частных компаний к решению долгосрочных экологических задач с условием софинансирования со стороны государства.

Для чего создается инструмент ”Единицы природы” | ИНФРАГРИН
В АСИ прошла экспертная сессия где обсуждались подходы к созданию инструмента ”Единицы природы” для привлечения инвестиций в восстановление природной среды.

Субъект всегда оценивает риски

При разработке нового финансового инструмента необходимо учесть как положительный, так и негативный опыт разработки и применения инструментов, уже работающих в мире и в России.

Любой инструмент требует наличия субъекта, который будет финансировать мероприятия. Необходимость (возможность) финансирования возникает:

– в рамках наличия законодательных требований;

– на основании финансовых выгод;

– в результате применения собственных убеждений;

– на основании оценки рисков.

Создание нового финансового инструмента для решения долгосрочных экологических задач, что по сути представляет собой реализацию целого набора дорогостоящих долгосрочных мероприятий, выходящих за рамки обычной производственной деятельности коммерческих компаний, не может быть осуществлено в кратчайшие сроки на условиях законодательных требований — так это будет справедливо оспорено коммерческими компаниями.

Также давать возможность компаниям рассчитывать на получение финансовых выгод от реализации экологических мероприятий представляется необоснованным, так как в этом случае тяжесть финансирования будет переложена на государство и общество, что заведомо не является справедливым.

Можно отчасти полагаться на собственные убеждения собственников и руководителей компаний, тем более что примеров реализации подобных проектов в России много. Однако говорить в таком случае о длительной системной работе невозможно, так как финансирование такого рода проектов будет полностью зависеть от рыночной конъюнктуры, структуры собственности и других факторов, которые могут привести к отказу от финансирования мероприятий.

Применение риск-ориентированного подхода также имеет свои недостатки и ограничения. Например, длительная дискуссия вокруг климатических рисков и возможности их учета в рамках банковского кредитования показала, что возникающие негативные экономические эффекты для отдельных отраслей и регионов на долгосрочном горизонте 7-10 лет не могут быть учтены в рамках принятия решений на текущем банковском портфеле, где средний срок кредитования составляет около 3 лет.

Тем не менее правильная комбинация отдельных элементов, примененная в разной части к ключевым участникам (государство, частные компании, общество), может дать необходимый действенный результат.

ISO выпустила первый глобальный стандарт по биоразнообразию
7 октября 2025 года в Руанде представлен ISO 17298 — первый международный стандарт, который помогает компаниям системно управлять воздействием на биоразнообразие.

Три силы для одной цели

Государство обладает стратегическим видением и ключевыми ресурсами: видит масштабные риски, связанные с экологическим состоянием среды, понимает долгосрочную взаимосвязь со здоровьем населения, зависит в долгосрочной перспективе от удовлетворенности общества. Однако масштаб задач (в том числе сформулированных в рамках национальных целей до 2030 и 2036 гг.) настолько велик, что при ограниченных в каждом конкретном периоде бюджетах государство крайне заинтересовано в привлечении частного капитала на системной и постоянной основе.

Коммерческие компании, в первую очередь крупный бизнес, часто представители среднего бизнеса, в большей степени по сравнению с государством сфокусированы на решении более локальных и краткосрочных задач. Их горизонт планирования редко превышает 3-5 лет. Тем не менее на рынке существует большое количество примеров успешной реализации экологических и социальных проектов в рамках программ корпоративной социальной ответственности или устойчивого развития. В настоящее время в связи со сменой международной доминанты наблюдается запрос со стороны компаний на участие в системной государственной работе, направленной на улучшение экологических и социальных показателей регионов присутствия компаний. При этом ключевым ожиданием со стороны коммерческих компаний является появление не только обозначенных государством целей, но и софинансирования со стороны государства для подтверждения значимости мероприятий и возможности долгосрочного планирования.

Общество со своей стороны заинтересовано в улучшении качества жизни и здоровья, однако исследования показывают, что основная масса людей пока не готова дополнительно платить за улучшение экологических характеристик. В то же время лучшие экологические характеристики делают более привлекательными места для проживания и работы, что может быть использовано государством и коммерческими компаниями в рамках собственных региональных стратегий и стратегий по управлению персоналом.

Таким образом, новый финансовый инструмент может быть сформирован на основе государственного понимания важности сохранения и приумножения природного капитала для успешного долгосрочного развития общества — государство является ключевым заказчиком и источником финансирования инструмента. Интерес государства проявляется в привлечении быстрого частного финансирования на реализацию набора экологических мероприятий, развития прикладной науки, ИТ-технологий и собственного производства, которое будет занято при реализации масштабных экологических мероприятий.

Коммерческие компании в рамках переформатирования повестки устойчивого развития получают возможность принять участие в масштабных экологических мероприятиях с государственным софинансированием, решая свои задачи по привлечению и удержанию персонала и позиционированию с целью собственного долгосрочного устойчивого развития.

ICMA представила руководство по природным облигациям
Международная ассоциация рынков капитала (ICMA) представила руководство по природным облигациям — глобальный стандарт для финансирования проектов восстановления биоразнообразия и экосистем.

Риск-ориентированный подход создаст основу для инвестиций

Для принятия любого решения – как на государственном уровне, так и в коммерческой компании – необходимо понимать его стоимость. Важность реализации тех или иных экологических мероприятий для включения их в бюджетный процесс принятия решений также должна быть оценена. Подобная оценка на сегодняшний день существенно затруднена из-за наличия большого количества прямых и обратных взаимосвязей между компонентами среды (вода, воздух, почвы, биоразнообразие), их качеством и влиянием на социально-экономическую деятельность человека, его здоровье и качество жизни.

Наиболее действенным на сегодняшний момент инструментом такой оценки является риск-ориентированный подход с применением сценарного анализа.

Единица природы как новый финансовый инструмент для реализации экологических проектов должна в себе содержать:

– стоимостную оценку ключевых экологических рисков на период Т (например до 2030 года в соответствии с Национальными целями) сценария А (текущая деятельность без изменений);

– определение набора качественных целевых показателей характеристики компонента природы, соответствующего целевому состоянию, где риск нивелирован до приемлемого по сравнению с базовым текущим годом сценария В;

– набор мероприятий для достижения количественных целевых показателей характеристики компонента природы и их стоимостную оценку.

Стоимостная оценка экологических рисков сценария А необходима для идентификации ключевых рисков, оказывающих наибольшее негативное воздействие на общественное благо, с целью обоснования необходимости дальнейших действий. Оценка должна выполняться на первом этапе на федеральном уровне с последующим уточнением на региональном, где это обосновано серьезностью выявленного риска. На первом этапе предлагается из всех компонентов природы выделить компонент вода (водные ресурсы, природные и антропогенные водные системы), как один за наиболее готовых для оценки и моделирования.

На основе первого этапа оценки ключевых рисков, требующих реагирования, разрабатывается набор количественных целевых показателей, характеризующий желаемый сценарий В. Набор мероприятий, реализация которых необходима для достижения количественных целевой показателей, характеризующих сценарий В — именно эта оценка и конвертируется в инструмент «единицы природы».

Государство на основе оценки экологических рисков понимает серьезность последствий сценария бездействия (базового сценария А) и определяет желаемый сценарий (восстановление, удержание на текущем уровне, приумножение природного капитала) к сроку завершения первого этапа (2030 год) — сценарий В. Далее определяет целевые показатели, набор и стоимость необходимых для достижения желаемого сценария В мероприятий.

Объем финансирования, необходимый для реализации мероприятий для достижения желаемого сценария В, принимается за количество единиц природы. Эмиссия количества единиц осуществляется с учетом установленного уровня софинансирования, например, 50%. Единицы природы передаются компании-участнику после реализации мероприятий и получения подтвержденного эффекта.

Георгий Белозеров о ”Единице природы”–платформа ИНФРАГРИН
«Единица природы» – это инструмент, в котором ценность природных комплексов и экосистемных услуг интегрируется в финансовую архитектуру.

В связи с тем, что получение единиц природы происходит только после выполнения мероприятий, а стоимость мероприятий может быть существенной, к финансированию могут быть привлечены банки в качестве кредиторов.

Коммерческие компании получают доступ к открытой публичной информации о перечне мероприятий с региональной привязкой их исполнения, сроках реализации, целевых показателях, стоимости мероприятий и количестве единиц природы (объеме софинансирования со стороны государства). На основе полученной информации компании принимают решение об участии.

После принятия решения об участии компании разрабатывают долгосрочные программы (программы приумножения природного капитала), где фиксируются ключевые условия. Выполнив мероприятия и подтвердив достижение целевых показателей, компания получают на счет количество единиц природы, определенных на начальном этапе. Количество эквивалентно определенной ранее стоимости мероприятий с учетом установленного коэффициента софинансирования.

Единицы природы дают возможность различного рода монетизации, которая может быть определена как налоговый вычет, субсидирование, зачет экологических платежей и другие.

Новый финансовый инструмент «Единица природы» — это стоимость мероприятий, которые необходимо реализовать за период t для достижения результата p с учетом коэффициента софинансирования со стороны государства.


В следующей статье мы подробно рассмотрим финансовую архитектуру инструмента, механизмы его наполнения и обоснуем, почему первым этапом внедрения должна стать работа с водными ресурсами.

Подписка на еженедельную рассылку платформы ИНФРАГРИН
Добро пожаловать на платформу ИНФРАГРИН! Мы очень рады, что вы подписываетесь на нашу еженедельную рассылку – для нас это большая честь!
- Реклама -
Команда ИНФРАГРИН

Автор: Команда ИНФРАГРИН

Команда ИНФРАГРИН - это группа независимых экспертов, аналитиков и консультантов в сфере устойчивого развития и ESG-трансформации компаний и организаций.

Вам могут понравиться эти статьи

Вы успешно подписались на Платформа ИНФРАГРИН
Отлично! Теперь завершите оформление, чтобы получить полный доступ ко всему премиум-контенту.
С возвращением! Вы успешно вошли в систему.
Не удалось войти в систему. Пожалуйста, попробуйте еще раз.
Успех! Ваш аккаунт полностью активирован, теперь у вас есть доступ ко всему контенту.
Ошибка! Оформление через Stripe завершилось неудачей.
Успех! Ваша платежная информация обновлена.
Ошибка обновления платежной информации.