Правительство России утвердило национальную таксономию зеленых и адаптационных проектов

Правительство России утвердило национальную таксономию зеленых и адаптационных проектов

24 сентября 2021 | Зеленые финансы

21 сентября 2021 года Правительство России приняло постановление, которым утвержден пакет документов, создающий нормативную основу рынка устойчивого, в том числе зеленого финансирования в Российской Федерации.

Документом утверждены критерии проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации (Таксономия) и требования к системе верификации таких проектов.

Таксономия устойчивых проектов состоит из двух разделов: Таксономия зеленых проектов, включающая перечень проектов, признаваемых зелеными в соответствии с мировой практикой, и Таксономия адаптационных проектов, включающая перечень проектов, направленных на адаптацию экономики к изменению климата, не признаваемых явным образом зелеными в соответствии с мировой практикой.

Зелёный проект может быть запущен в следующих сферах: обращение с отходами, энергетика, строительство, промышленность, транспорт, водоснабжение, сельское хозяйство, сохранение биоразнообразия и окружающей среды. По каждому направлению разработаны конкретные качественные и количественные критерии. Например, изделия из биоразлагаемых материалов не должны приводить к образованию микропластика, а новым системам уличного освещения полагается потреблять на 20% меньше электроэнергии, чем их аналогам.

Для адаптационных проектов предусмотрено пять направлений: инфраструктура, энергетика, промышленность, транспорт, сельское хозяйство. В числе критериев – ограничения на выбросы CO2 при добыче газа, нормативы по восстановлению кислотно-щелочного баланса почв, применение технологий улавливания и хранения парниковых газов, использование фторидных технологий при извлечении редкоземельных металлов.

Требования к системе верификации проектов устойчивого развития устанавливают процедуры, необходимые для корректной оценки того или иного проекта, перечень подлежащих проверке документов, требования к компаниям (верификаторам), готовящим заключения.

Принятое постановление поможет установить единые критерии для зелёных и адаптационных проектов, позволит сформировать экономические стимулы для перехода на передовые экологические стандарты.

С Постановлением Правительства России можно ознакомиться по ссылке.

Соответствующий пакет документов подготовлен межведомственной рабочей группой (МРГ Минэкономразвития РФ) по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зелёного) развития, созданной в декабре 2020 года по Распоряжению Правительства России от 18 ноября 2020 года № 3024-р.

Ранее Правительство России Распоряжением от 14 июля 2021 года №1912-р в целях развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты, направленные на реализацию национальных целей развития Российской Федерации в области зеленого финансирования и устойчивого развития, утвердило цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации.

В документе из 17 Целей устойчивого развития ООН выделены девять целей, связанные с достижением положительного эффекта на окружающую среду, определены приоритетными цели, основные направления для проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ, вводятся понятия «зеленый проект» и «адаптационный проект», а также определены принципы, которым должны эти проекты следовать.

С Распоряжением Правительства России можно ознакомиться по ссылке.

По состоянию на 24 сентября 2021 года в Реестр зеленых и социальных облигаций российских эмитентов INFRAGREEN включено 20 выпусков зеленых облигаций десяти эмитентов, суммарный объем которых составляет порядка 292 млрд руб. Первые зеленые облигации были выпущены в в 2018 году. Девять эмитентов разместили облигации на Московской Бирже, из которых один эмитент – РЖД – осуществил размещение также на Ирландской и Швейцарской биржах. Все эмитенты получили подтверждение от внешних российских и международных верификаторов о соответствии выпусков принципам зеленых облигаций ICMA.

На Московской бирже создан Сектор устойчивого развития, Стандартами эмиссии ценных бумаг Банка России предусмотрены целевые эмиссии, в т.ч. выпуск зеленых облигаций.

4 российских рейтинговых агентств разработали соответствующие методологии и предлагают свои услуги по верификации зеленых финансовых инструментов. АКРА, «Эксперт РА», НРА, включены в Перечень лиц, независимая внешняя оценка которых принимается для включения облигаций в Сегментах Сектора устойчивого развития Московской биржи.  АКРА, «Эксперт РА», НРА включены в список рейтинговых агентств, одобренных ВЭБ.РФ в качестве независимых верификаторов.

Таким образом рынок устойчивого, в том числе зеленого финансирования, развивается в России с конца 2018 года с учетом международной повестки и существующих принципов, а теперь и с учетом национальной таксономии.

Мировой рынок зеленых и устойчивых облигаций быстро вырос, ожидается, что к концу года он приблизится к $2 трлн долларов в обращении. Как отмечает Climate Bonds Initiative, это привело к увеличению количества подробных рекомендаций относительно того, что является квалифицируемой инвестицией для получения титула «зеленый», или таксономии. Согласно международному обзору таксономий, опубликованному на сайте Climate Bonds Initiative, соответствующие регламенты или руководства уже действуют в Китае, ЕС, Японии, Малайзии, Монголии. Подготовлены проекты в Южной Африке, Южной Корее. В процессе разработки: ACEAН, Бангладеш, Канада, Чили, Колумбия, Доминиканская Республика, Индия, Индонезия, Казахстан, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, UK, Вьетнам. Авторы обзора отмечают, что хотя некоторые комментаторы выразили обеспокоенность по поводу фрагментации рынка, важно отметить, что эти усилия в области таксономии, как правило, используют общие принципы: научно обоснованные, динамичные и осознающие важность гармонизации с другими таксономиями по всему миру, чтобы избежать препятствий для пересечения -пограничные потоки зеленого капитала. Многие из разрабатываемых таксономий также охватили идею, предложенную в Таксономии ЕС, о включении «переходной деятельности», ориентированной на быстрый перевод высокоуглеродных отраслей в соответствие с Парижским соглашением об изменении климата. Китай и ЕС также работают над таксономией, которую они называют «общей основой», в рамках Международной платформы устойчивого финансирования (IPSF).

Информационное агентство ИНФРАГРИН с использованием http://government.ru/

22 октября 2021 | Новости
Сбер планирует выпуск зеленых облигаций для проектов по строительству солнечных электростанций
19 октября 2021 | Новости
ВЭБ.РФ запустил механизм отбора верификаторов финансовых инструментов устойчивого развития
29 сентября 2021 | Новости
ВТБ Капитал Управление активами присоединилась к Международной ассоциации ответственного инвестирования PRI
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Зеленые финансы | Позиция Светланы Бик
«Без сокращения производства и потребления всего излишнего, без новых подходов к проектированию продукции с нулевыми отходами, что означает практически полный запрет всего одноразового, раздельный сбор не приблизит нас к экономике замкнутого цикла»
ESG | Руководство GIZ
Руководство по ESG-трансформации предприятий

Руководство подготовлено руководителем экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru Светланой Бик в рамках проекта «Климатически нейтральная хозяйственная деятельность: внедрение НДТ в Российской Федерации». Руководство состоит из трех частей. Первая часть освещает процессы и факторы на глобальном рынке, вторая более подробно про условия в России. В заключительной третьей части представлены потенциальные мероприятия для внедрения в бизнес-процессы ESG факторов или факторов устойчивого развития.