Банк России представил проект нового Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. Документ заменит действующее Положение № 714-П и вступит в силу с 1 октября 2026 года (пункт 95.1 «Заключительные положения»). Проект впервые устанавливает обязательные требования к раскрытию показателей устойчивого развития в машиночитаемом формате и детализирует содержание ESG-раздела в периодической отчетности публичных компаний. ИНФРАГРИН разбирает основные положения проекта нормативного документа в части ESG-отчетности.
Кого затронут новые требования
Проект положения дифференцирует требования к раскрытию информации об устойчивом развитии в зависимости от статуса эмитента на рынке.
Обязанность раскрывать показатели устойчивого развития в составе отчета эмитента за 12 месяцев распространяется на две категории компаний (Приложение 3, Раздел 6, Примечания). Первая — публичные акционерные общества, акции которых включены в котировальные списки первого или второго уровня. Вторая — акционерные общества, облигации которых включены в котировальные списки первого или второго уровня, при условии что совокупная номинальная стоимость размещенных облигаций на дату окончания отчетного периода превышает 50 миллиардов рублей. Специализированные общества и ипотечные агенты освобождены от этих требований.
Аналогичный периметр охвата установлен для раздела «Устойчивое развитие» в годовом отчете (пункт 70.2 «Раскрытие годового отчета акционерного общества»). Публичные общества, акции которых допущены к организованным торгам без включения в котировальные списки, могут не включать в годовой отчет сведения об устойчивом развитии (пункт 70.3).

Таксономия показателей: 33 обязательных метрики
Раздел 6 Приложения 3 к проекту положения содержит закрытый перечень показателей устойчивого развития, обязательных к раскрытию в отчете эмитента за 12 месяцев. Таксономия включает 33 показателя, сгруппированных по трем направлениям.
Экологические показатели (15 метрик) охватывают массу выбросов парниковых газов по Охвату 1 и Охвату 2 в CO2-эквиваленте, собственное энергопотребление с детализацией по видам энергии и топлива, объем потребления возобновляемой и низкоуглеродной энергии, массу выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, показатели водопользования (забор, использование, сбросы, доля оборотного водоснабжения), образование и обращение с отходами I–V классов опасности, экологические штрафы и компенсации, текущие расходы и инвестиции в охрану окружающей среды.
Социальные показатели (13 метрик) включают расходы на оплату труда, среднесписочную численность работников, коэффициент частоты производственного травматизма (LTIFR), количество смертельных случаев, штрафы за нарушение трудового законодательства, расходы на охрану труда и обучение работников в расчете на одного сотрудника, коэффициент текучести кадров, гендерную и возрастную структуру персонала.
Управленческие показатели (5 метрик) отражают сумму начисленных и уплаченных обязательных платежей (налоги, сборы, страховые взносы), суммы заявленных и удовлетворенных требований по судебным спорам в разрезе категорий дел (требования к органам управления, оспаривание сделок, корпоративные споры), а также штрафы за нарушение корпоративного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг.

Методологическая основа: национальная статистика вместо добровольных стандартов
Проект положения выстраивает систему обязательного раскрытия ESG-информации на базе национальной статистической инфраструктуры, а не на основе добровольных стандартов нефинансовой отчетности. Методики расчета показателей привязаны к формам федерального статистического наблюдения и данным бухгалтерского учета (Приложение 3, Раздел 6, пункт 6.1). Показатели добровольных стандартов отчетности в документе не упоминаются.
Для экологических показателей источниками данных служат форма № 2-ТП (воздух) для выбросов загрязняющих веществ, форма № 2-ТП (водхоз) для показателей водопользования, форма № 2-ТП (отходы) для данных об образовании и обращении с отходами, форма № 4-ОС для текущих затрат на охрану окружающей среды, форма № 4-ТЭР для показателей энергопотребления, форма № 18-КС для инвестиций в основной капитал природоохранного назначения.
Расчет выбросов парниковых газов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» и методикой количественного определения объемов выбросов, утвержденной приказом Минприроды России от 27 мая 2022 года № 371.
Социальные и управленческие показатели формируются на основе данных бухгалтерского и кадрового учета.

Цифровизация ESG-отчетности: формат XBRL
Проект положения впервые устанавливает требование о раскрытии показателей устойчивого развития в машиночитаемом формате (Приложение 3, Раздел 6, Примечания, пункт 2).
Информация об устойчивом развитии должна раскрываться в составе отчета эмитента за 12 месяцев одновременно в двух форматах: электронный документ в формате XBRL и визуализация в человекочитаемом формате (csv, xlsx). Для формирования электронного документа эмитенты смогут использовать программное обеспечение, которое будет размещено на официальном сайте Банка России, либо иное программное обеспечение, позволяющее сформировать файл в требуемом формате.
Отчет эмитента за 12 месяцев должен раскрываться не позднее одного рабочего дня, следующего за датой раскрытия годовой консолидированной финансовой отчетности, но не позднее 120 дней после окончания отчетного года (пункт 12.1 «Особенности раскрытия информации в форме отчета эмитента»).

Устойчивое развитие в годовом отчете
Проект положения устанавливает структуру раздела «Устойчивое развитие» в составе годового отчета (Приложение 5, пункт 4). Раздел включает три обязательных компонента.
Информация о стратегии устойчивого развития раскрывается при наличии у общества утвержденной стратегии (пункт 4.1). Сведения приводятся в контексте планируемого вклада деятельности компании в достижение Целей устойчивого развития ООН, целей Парижского соглашения по климату и национальных целей, закрепленных в документах государственного стратегического планирования. Указывается информация о текущем прогрессе в достижении стратегических целей.
Сведения об интеграции вопросов устойчивого развития в практику корпоративного управления (пункт 4.2) охватывают роль совета директоров в рассмотрении ESG-вопросов, наличие профильного комитета, структурного подразделения по устойчивому развитию, распределение обязанностей между членами исполнительных органов. Раскрывается информация об учете ESG-факторов в системе управления рисками, внутреннего контроля и вознаграждения, о существенных рисках и возможностях, связанных с воздействием на окружающую среду, климат, социальную сферу и права человека.
Нефинансовые показатели (пункт 4.3) включают данные, предусмотренные Разделом 6 Приложения 3, а также иные существенные показатели по усмотрению общества с указанием методики расчета, целевых и фактических значений, пояснений причин отклонений.

От консультаций к проекту положения
В ноябре 2025 года Банк России опубликовал итоги общественных консультаций по оптимизации форм раскрытия периодической информации, о которых писал ИНФРАГРИН. С момента публикации итогов консультаций принципиально ничего не изменилось, однако все ранее анонсированные требования конкретизированы и подтверждены в проекте нормативного акта.
Главный результат конкретизации — детализированная таксономия из 33 показателей устойчивого развития с привязкой к формам статистического наблюдения и методикам расчета. Требование о раскрытии ESG-данных в машиночитаемом формате получило конкретные параметры: форматы XBRL, csv и xlsx, программное обеспечение на сайте ЦБ. Подтверждены дифференциация требований в зависимости от статуса эмитента, порог в 50 миллиардов рублей для эмитентов облигаций, сохранение права компаний на добровольное раскрытие расширенной информации в отдельном отчете об устойчивом развитии.

Значение для рынка
Впервые в России может появиться обязательное требование к раскрытию информации об устойчивом развитии, установленное главным финансовым регулятором. До сих пор нефинансовая отчетность оставалась сферой добровольных инициатив компаний — проект положения меняет эту ситуацию.
Периметр охвата новых требований совпадает с составом лидеров ESG-повестки в России: публичные акционерные общества с акциями в котировальных списках и крупнейшие эмитенты облигаций. Именно эти компании традиционно формируют передовые практики в области устойчивого развития и корпоративной ответственности. Для них проект положения фактически становится первым обязательным стандартом раскрытия нефинансовой информации.
Единая методология расчета показателей на основе форм государственного статистического наблюдения обеспечивает верифицируемость и сопоставимость данных. Машиночитаемый формат открывает возможности для автоматизированного мониторинга и анализа нефинансовой информации.
Вступление положения в силу с 1 октября 2026 года дает эмитентам время для адаптации внутренних процессов сбора данных и подготовки к новым требованиям раскрытия. Предложения и замечания по проекту, разработанному Департаментом корпоративных отношений Банка России, принимаются до 19 января 2026 года.








