10 ноября 2025 года в бразильском городе Белен на краю Амазонки открывается тридцатая Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP30) — самый значимый климатический саммит мира. Конференция, которая продлится до 21 ноября, знаменует десятилетие Парижского соглашения и впервые в истории проходит в сердце крупнейшего тропического леса планеты. Накануне открытия конференции ИНФРАГРИН подготовил обзор о печальной судьбе климатического финансирования.
На СОР30 ожидается участие представителей более 170 стран и десятков тысяч делегатов, включая правительственных чиновников, активистов, ученых и представителей бизнеса. Повестка конференции структурирована вокруг шести тематических осей:
– декарбонизация переход энергетики, промышленности и транспорта;
– управление лесами, океанами и биоразнообразием;
– трансформация сельского хозяйства и продовольственных систем;
– создание устойчивости для городов, инфраструктуры и воды;
– содействие человеческому и социальному развитию;
– высвобождение катализаторов (финансы, технологии, развитие потенциала).
Логистический кризис "народного COP"
Задолго до начала конференции в адрес организаторов обрушился вал критики. В том числе из-за сложностей размещения делегаций.
Белен столкнулся с серьезными логистическими проблемами в подготовке к размещению десятков тысяч участников. Из-за нехватки номерного фонда в гостиницах, делегаты бронировали комнаты на круизных судах в гавани, другие останавливались в "мотелях на часы", а некоторые активисты заявили, что могут разбить палатки. Африканские и тихоокеанские островные государства направили письма бразильскому правительству, выражая обеспокоенность по поводу астрономических расходов на жилье и того, как это может нарушить их участие.
Бюро ООН по климатическим изменениям провело экстренное совещание в июле 2025 года, требуя срочных решений от Бразилии. Некоторые члены бюро даже задавались вопросом, не следует ли перенести весь COP в другое место.
Представители неправительственных организаций столкнулись с особенно серьезными проблемами доступа из-за сокращенного количества бейджей, высоких затрат на проживание и ограниченных коммуникаций со стороны РКИК ООН. Финансовые институты и консалтинговые компании сообщили, что планируют пропустить Белен и направить меньшее количество представителей в Сан-Паулу или Рио-де-Жанейро.
Критики предупреждают: то, что должно было стать "народным COP", рискует стать самым эксклюзивным и хаотичным COP в истории. Логистическая неразбериха создает символическую параллель с более глубокой проблемой, которая определит успех или провал COP30: разрывом между амбициозными обещаниями климатического финансирования и их фактическим выполнением.

Великие заявления: от $100 млрд к $1,3 трлн
Наследие невыполненных обещаний. История климатического финансирования — это история систематического невыполнения обязательств. В 2009 году в Копенгагене развитые страны обязались мобилизовать $100 млрд ежегодно к 2020 году для поддержки развивающихся стран в борьбе с изменением климата. Эта цель не была достигнута ни в 2020, ни в 2021 году, что вызвало глубокий кризис доверия между Севером и Югом. И только в 2022 году стало известно о суммарном вкладе развитых стран объемом свыше $100 млрд.
Однако даже эта запоздалая победа оказалась во многом иллюзорной. Анализ Oxfam показал, что реальная ценность финансирования в грант-эквиваленте составила лишь $28-35 млрд — менее трети заявленной суммы. Около 69% были займами, часто на стандартных процентных ставках без ощутимых льгот.
На COP26 в Глазго в 2021 году развитые страны попытались восстановить доверие, обязавшись удвоить коллективное предоставление климатического финансирования на адаптацию с уровня 2019 года ($20 млрд) до $40 млрд к 2025 году. Это обещание отражало растущее признание того, что адаптация — защита сообществ от уже неизбежных воздействий изменения климата — критически недофинансирована по сравнению с митигацией.
Баку 2024: новая эра или старые игры? COP29 в Баку в ноябре 2024 года должна была стать "финансовой COP" — конференцией, которая наконец установит амбициозную и реалистичную новую коллективную количественную цель (NCQG) на период после 2025 года. После двух недель интенсивных переговоров и двойного продления срока окончания саммита стороны согласились на двухуровневую структуру:
Уровень 1 ("ядро"): Как минимум $300 млрд ежегодно к 2035 году, при этом развитые страны "берут на себя ведущую роль" в предоставлении и мобилизации средств.
Уровень 2 ("расширенный слой"): Общая цель — как минимум $1,3 трлн ежегодно к 2035 году "от всех акторов" из "всех государственных и частных источников", включая добровольные взносы развивающихся стран.
Соглашение было представлено как исторический прорыв. Однако реакция развивающихся стран варьировалась от сдержанной до яростной. Индия и Нигерия обвинили президентство COP29 в "проталкивании" сделки без их надлежащего согласия после хаотичных последних переговоров. Развивающиеся страны назвали сумму "оскорблением", "шуткой" и заявили, что "никакая сделка лучше плохой сделки".
Критически важно понимать: соглашение COP29 не содержит разбивки по конкретным странам с указанием, сколько каждая развитая страна будет платить. Цель в $300 млрд является коллективной, без индивидуальных национальных квот или обязательств. Соглашение также не устанавливает четкого разделения между грантами, льготными кредитами и коммерческими займами, и не содержит подцелей для адаптации, митигации и компенсации потерь и ущерба.

Суровая реальность: год системных провалов
Катастрофа адаптационного финансирования. Спустя год после торжественных обещаний в Баку картина выполнения обязательств оказалась разрушительной. Согласно анализу CARE, опубликованному в сентябре 2025 года, двустороннее адаптационное финансирование достигнет лишь $12 млрд в 2025 году — только 30% от целевого показателя в $40 млрд, обещанного в Глазго. Более того, прогнозируется, что эта сумма снизится до $10 млрд к 2026 году из-за объявленных сокращений помощи развитию.
Доклад UNEP "Adaptation Gap Report", представленный в октябре 2025 года, подтвердил: "На текущих траекториях цель не будет достигнута". Исполнительный директор UNEP Ингер Андерсен была беспощадна в своей оценке: "Мир работает на пустом месте. Каждый человек на этой планете живет с воздействиями изменения климата — лесные пожары, волны жары, наводнения и рост затрат. Тем не менее, адаптационное финансирование не поспевает".
Цифры еще более тревожны в контексте реальных потребностей. ООН оценивает, что развивающимся странам необходимо $300 млрд ежегодно для адаптации, в то время как текущая скорость предоставления нигде не близка к достаточной. Доклад UNEP показывает, что потребности развивающихся стран в адаптационном финансировании к 2035 году в 12-14 раз больше, чем текущие финансовые потоки.
Беспрецедентный коллапс помощи развитию. 2024 год стал первым годом почти за 30 лет, когда США, Великобритания, Франция и Германия — четыре крупнейших донора — одновременно сократили официальную помощь развитию (ODA). Если они продолжат объявленные сокращения в 2025 году, это будет первый раз в истории, когда все четыре страны сократили взносы ODA одновременно два года подряд.
Масштаб катастрофы беспрецедентен: ODA упала на 9% ($21 млрд сокращение) в 2024 году, с прогнозируемым падением на 9-17% ($35 млрд дополнительное сокращение) в 2025 году. Суммарное сокращение за 2024-2025 годы может достичь $56 млрд от уровня 2023 года. К 2027 году прогнозируется возвращение к уровню 2020 года.
Климатическое финансирование, значительная часть которого предоставляется через ODA, напрямую страдает от этих сокращений.
США под администрацией Трампа сократили помощь на 83% в 2025 году — около $60 млрд в помощи заморожено или отменено. США также официально отозвали $4 млрд в обещаниях Зеленому климатическому фонду в феврале 2025 года, оставляя фонд с только 70% формализованных обязательств второго пополнения (GCF-2). Великобритания сократила $7,6 млрд ежегодной ODA. Германия сократила программу помощи на 13% в 2024 году, с планами дальнейших сокращений. Франция сократила бюджет миссии ODA на 704 млн евро (−16%) в проекте финансового закона 2026 года и вышла из инновационного финансирования развития и климата с 2025 года.
Долговая ловушка: климатическое финансирование как механизм извлечения прибыли. Структура климатического финансирования не просто недостаточна — она активно усугубляет долговой кризис развивающихся стран. Критическое открытие Oxfam (2025) показало, что в 2022 году развивающиеся страны получили $62 млрд в климатических займах, которые приведут к выплатам до $88 млрд, создавая 42% "прибыль" для кредиторов.
Почти две трети климатического финансирования предоставлялись как займы, часто по стандартным процентным ставкам без льгот. В результате климатическое финансирование добавляет больше каждый год к долгу развивающихся стран, который теперь составляет $3,3 трлн.
Наименее развитые страны и малые островные развивающиеся государства получили 19,5% и 2,9% соответственно от общего публичного климатического финансирования за 2021-2022 годы, причем более половины в форме займов, которые они должны вернуть с процентами. Это страны, которые внесли наименьший вклад в изменение климата, но страдают от его наиболее разрушительных последствий, и теперь вынуждены влезать в долги, чтобы защититься от кризиса, который они не создавали.

Миф о частном финансировании
Одним из центральных нарративов климатической дипломатии последних лет стало утверждение, что публичное финансирование будет "катализатором" для привлечения массивного частного капитала. Развитые страны постоянно утверждали, что каждый доллар публичного финансирования привлечет $5-7 частного капитала. Эта логика лежит в основе структуры NCQG, где разница между "ядром" в $300 млрд и общей целью в $1,3 трлн предполагается быть заполненной частным сектором.
Реальность радикально отличается. Исследование Oil Change International показывает, что на практике каждый $1 льготного государственного финансирования привлекает только $0,85 частного финансирования для энергетического перехода, а в странах с низким доходом — лишь $0,69. Вместо мультипликатора в 5-7 раз, публичное финансирование даже не достигает соотношения 1:1.
Для адаптации ситуация еще хуже. "Реалистичный" потенциал частного сектора для адаптации, согласно докладу UNEP, составляет $50 млрд в год к 2035 году — цифра, которая покроет 15-20% общих оценочных потребностей. Текущие потоки частного сектора к публично идентифицированным приоритетам адаптации в 2023 году оцениваются в только $5 млрд.
Причины этого провала фундаментальны. Частный капитал ищет прибыльность и приемлемый риск. Адаптационные проекты — строительство защитных дамб, водосберегающих систем, устойчивой инфраструктуры — редко генерируют финансовую отдачу. Наименее развитые страны, которые больше всего нуждаются в климатическом финансировании, представляют наиболее высокий воспринимаемый риск для частных инвесторов. Стоимость заимствований для развивающихся стран в 2-4 раза выше, чем для развитых стран.
Многосторонние банки развития увеличили климатическое финансирование до рекордных $137 млрд в 2024 году, что является значительным достижением. Однако гражданское общество выразило обеспокоенность, что МБР доминируют в повестке дня за счет грантов и прямого публичного финансирования. Более того, даже рекордные объемы МБР остаются далеки от потребностей: развивающимся странам (исключая Китай) необходимо $2,7 трлн ежегодно к 2030 году для достижения климатических и природных целей.

Отсутствие прозрачности и подотчетности
За риторикой о "действиях" и "реализации" скрывается фундаментальное отсутствие систем мониторинга и подотчетности. Доклад CARE "Hollow Commitments 2025" (июнь 2025) выявил критические пробелы в обязательствах развитых стран.
Только восемь стран установили цели климатического финансирования после 2025 года. Только одна страна — Люксембург — обязуется делать взносы дополнительными к официальной помощи развитию. Ни одна богатая страна не установила цель для финансирования компенсации потерь и ущерба. Хотя развитые страны сосредоточены на масштабировании частного климатического финансирования в глобальных климатических переговорах, их собственные планы климатического финансирования не содержат деталей о том, как этого достичь.
Для дорожной карты "От Баку до Белена", которая должна показать путь к достижению $1,3 трлн к 2035 году, в настоящее время не существует системы мониторинга или отчетности для отчета о прогрессе в достижении этой внешней цели. Дорожная карта обещает показать, как масштабировать климатическое финансирование, но содержит мало дальнейших деталей.
Убийственный вердикт
Спустя год после COP29 в Баку и спустя пятнадцать лет после первого обещания в $100 млрд в Копенгагене, климатическое финансирование характеризуется систематическим невыполнением обещаний, беспрецедентными сокращениями помощи, провалом частного сектора, усугублением долгового кризиса и отсутствием прозрачности и подотчетности.
Вопрос, на который должна ответить COP30, заключается не в том, будут ли сделаны новые обещания — они неизбежно будут. Вопрос в том, сколько еще раз развивающиеся страны должны поверить обещаниям, которые систематически нарушаются, прежде чем они скажут "достаточно" и потребуют фундаментально нового подхода, основанного на обязательствах, прозрачности и реальных деньгах, а не риторике.






