28 октября 2021 года Наблюдательный совет ППК «Российской экологический оператор» одобрил программу выпуска облигаций ППК РЭО в объеме 100 миллиардов рублей. Для России сегодня крайне важно добиться 50-процентного сокращения захоронения твердых коммунальных отходов за счет увеличения объемов раздельного сбора, развития утилизации и использования вторичных ресурсов. Генеральный директор публично-правовой компании «Российский экологический оператор» Денис Буцаев и руководитель экспертно-аналитического проекта «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru Светлана Бик обсудили вопросы финансирования инфраструктуры по обращению с отходами через выпуск зеленых облигаций.
Светлана Бик: ППК РЭО находится на стыке всех болевых трендов сегодняшнего времени. Уже прошла информация, что РЭО готовит выпуск зеленых облигаций. Это хорошая новость. Но она порождает вопросы, в которых без Вас не разобраться. Ведь эмиссия РЭО обещает стать самой интригующей в России. Традиционно считается, что зеленые облигации – это энергетический сектор, недвижимость, транспорт. Там все понятно: деньги идут на ВИЭ, зеленые здания и электрический транспорт. Что планирует финансировать РЭО?
Денис Буцаев: Когда мы говорим о том, на что должны быть направлены зеленые финансы, логичнее говорить о том, что денежные средства должны направляться на проекты, которые соответствуют действующим экологическим нормам и требованиям и достигают эффектов, ведущих к оздоровлению экологии. Перед ППК РЭО как перед институтом развития изначально стоит цель по созданию инфраструктуры по обращению с отходами по зеленым стандартам. В основе отрасли лежит именно инфраструктура. За счет создания новой инфраструктуры Россия должна получить полноценное направление по обработке и утилизации ТКО, а также получению вторсырья. Таким образом, будет реализована одна из зеленых парадигм – экономика замкнутого цикла.
Мы планируем финансировать мероприятия, благодаря которым компании станут более экологически ответственными, либо мероприятий, которые приведут к уменьшению объемов загрязнения, что по сути и является зеленой программой, направленной на достижение экологического результата.
Страна задыхается от мусора, в регионах нужны новые высокотехнологичные предприятия, которые решат проблему несанкционированных свалок и переполненных полигонов в черте городов. Именно поэтому РЭО считает чрезвычайно важным трансформировать отрасль, основная задача которой не вывозить мусор, а его утилизировать.
Светлана Бик: На конец прошлого года в мире суммарный объем выпуска зеленых облигаций отрасли обращения с отходами составил около $37 млрд. Да, это на порядок меньше, чем ВИЭ ($350 млрд), но это примерно столько же, сколько дали промышленность и сельское хозяйство вместе взятые ($40 млрд). Какое финансирование требуется российской отрасли по обращению с ТКО?
Денис Буцаев: В РЭО посчитали потребность отрасли в инвестициях. Исходя из объемов образования ТКО – около 60 млн тонн в год, и каждый год эта цифра растет на 3% - на создание инфраструктуры необходимо порядка 350 млрд руб., и это только на обращение с ТКО. Федеральный бюджет располагает ресурсом в объеме всего 60 млрд руб., то есть мы находимся в состоянии нехватки 300 миллиардов. Предполагать, что государство профинансирует всю отрасль в полном объеме, нельзя, а главное, не имеет смысла.
Наиболее удобной формой для привлечения инвестиций являются облигационные займы. Мы как публично-правовая компания планируем выпустить зеленые облигации и привлеченные денежные средства предоставить рынку на условиях займов с субсидированным купоном.
Сейчас на уровне Правительства обсуждаются детали выпуска зеленых облигаций ППК РЭО. Предполагается, что субсидии государства составят до 90% ключевой ставки ЦБ, что сделает условия достаточно привлекательными для бизнеса. Проекты, в которые мы направим денежные средства с компенсацией государство, могут получить финансирование на срок до 12 лет под ставку в районе 3,5% годовых, то есть ниже инфляции.
Разумеется, при этом необходимо будет предусмотреть механизмы безусловного возврата инвестиций. Мы будем предельно внимательно смотреть на юридическое оформление сделок, которые получат финансирование. Наиболее приемлемой для реализации текущих задач является форма концессионного соглашения, однако было бы слишком просто исходить из того, что мы будем работать только в такой форме. Уверен, будут и другие варианты сотрудничества.
Целевую задачу – инвестиции в размере 300 млрд руб. – мы разделили на условные этапы. На первом этапе объем составляет 100 млрд руб., Мы рассчитываем предложить «зеленые» облигации рынку уже в начале следующего года и планируем выбрать всю сумму в течение 2022 года.
Уже сейчас мы наблюдаем высокий интерес к программе финансирования со стороны регионов: более 30 субъектов РФ активно участвуют в подготовке соглашений под получение средств от предстоящего облигационного займа ППУ РЭО.
Недавно мы провели интересное исследование. Крупнейший в мире оператор в сфере ТКО – американская компания Waste Management управляет несколькими десятками полигонов, которые она превратила, по сути, в научную площадку. Акции этой компании входят в состав многих глобальных зеленых фондов и имеют рейтинги на уровне лучших отраслевых стандартов. Компания развивает самые разные направления деятельности – в частности, по превращению отходов в энергию. А на закрытых и рекультивированных полигонах размещает солнечные фермы. Кстати, недавно один из ведущих верификаторов в мире – агентство Sustainalytics – обновил ESG-рейтинг компании Waste Management и присвоил один из самых лучших ESG-рейтингов в отрасли, оценив ESG-риски компании как низкие.
Надо быть реалистами: даже те страны, которые десятилетиями всерьез занимаются сферой ТКО: Япония - больше 30, Германия - больше 25 лет, - все еще не решили проблему захоронения отходов и не достигли 100%-ной безотходности.
Светлана Бик: По понятным причинам в России мы не можем сейчас отказаться от полигонов и оставить мусор на улицах. В мире нет примеров, где в промышленных масштабах не было бы такого технологического этапа как захоронение «хвостов» или неутилизируемых отходов. Даже Сингапур, где вроде бы все сжигают, по факту на сжигание идет только 70% отходов, а 30% все равно отправляется на полигон. Конечно, стратегически в России от полигонов надо отказываться, но в одночасье это не получится. Но как тогда быть с финансированием этого переходного процесса? Вопрос, на мой взгляд, довольно актуальный именно сейчас, когда РЭО планирует выпуск зеленых облигаций, но захоронения нет в зеленой таксономии?
Денис Буцаев: Мы хорошо изучили зеленые таксономии, разработанные ведущими мировыми методологическими центрами, а в подготовке национальной таксономии в части ТКО принимали участие. Захоронение во всех этих документах – незеленый вид деятельности, его относят к переходным. В российском варианте – к адаптационным проектам. Из этого исходим и мы, разрабатывая концепцию зеленых облигаций. Дело в том, что инфраструктурные проекты, о которых я говорил и которые мы будем финансировать, состоят из нескольких технологических этапов, большая часть которых подпадает под критерии зеленых проектов. Технологически эти этапы связаны, и наличие одного адаптационного этапа не делает другие незелеными. Тем более, что все процессы соответствуют утвержденным нормам и правилам и проходят государственную экологическую экспертизу. Напомню в этом контексте, что наше природоохранное законодательство (в том числе устанавливающее правила проектирования и создания объектов по захоронению отходов) – одно из самых жестких в мире. К тому же на некоторых объектах, которые сейчас входят в формируемый портфель проектов для финансирования, есть большой потенциал подготовки и реализации климатических проектов. Собственно, весь расклад по приемлемой структуре зеленого займа РЭО будет содержаться в ключевом документе – Green Framework, разработка которого сейчас происходит. На этой основе будет подготовлен Зеленый стандарт отрасли ТКО, применение которого на первом этапе будет для участников рынка добровольным. Однако при намерении получить от РЭО финансовую поддержку в любой форме, компания будет обязана не только присоединиться к Зеленому отраслевому стандарту, но и ежегодно публично отчитываться о его соблюдении. Именно через такие механизмы ППК РЭО запускает в отрасли ТКО процесс ESG-трансформации.
Светлана Бик: То есть основной критерий при создании новой инфраструктуры ТКО является уменьшение образования отходов с финальной целью полного прекращения их захоронения. Насколько это амбициозная задача с учетом существующего положения? И насколько она выполнимая?
Денис Буцаев: Задача реально амбициозная. Она может быть достигнута только в несколько этапов. Первый этап уже определил Президент России: к 2030 году мы должны 100% отходов сортировать и более 50% отходов утилизировать. В настоящий момент мы сортируем 20%, и это уже неплохо, потому что в 2019 году мы сортировали всего 5% отходов. А утилизируем мы 4,5–5%, то есть даже то, что отсортировали, потом опять заезжает на полигон. Сейчас 95% отходов у нас оказывается на полигоне.
Можно ли в этом цикле полностью исключить полигоны? Да, можно. Что мы получим в итоге? Несанкционированные свалки вместо управляемых полигонов. Разница между свалкой и полигоном в том, что полигон – это сложное технологическое сооружение, которое обеспечивает минимальное негативное влияние на окружающую среду. А свалка – это когда все, что мы с вами не смогли отсортировать и переработать, сгрузили в одну большую гору.
Поэтому основной принцип, который мы исповедуем – это комплексный подход к реализации задачи по переходу к экономике замкнутого цикла, заключающейся в уменьшении количества отходов на полигонах. И стратегия для этого вполне очевидная: мы должны каждый год увеличивать количество отходов, которые утилизируются, и, соответственно, уменьшать количество отходов, которые отправляются на полигон. Для того, чтобы этот принцип заработал, объекты сортировки, утилизации и размещения мы строим одновременно.
То есть ППК РЭО не финансирует полигоны, компания финансирует комплексы по переработке отходов. Но в этих комплексах предусмотрены места для размещения неутилизируемых отходов, объем которых каждый год должен сокращаться.
В рамках выпуска зеленых облигаций РЭО будет финансировать комплексы, в которых, во-первых, будут созданы мощности по 100-процентной сортировке всех поступающих отходов. Концепция раздельного сбора отходов в России набирает обороты, но пока эти темпы значительно ниже темпов роста самих объемов ТКО. К тому же пока у нас очень разный уровень ответственности за качество раздельного сбора. Именно поэтому промышленные мощности по сортировке – обязательный технологический этап на современном объекте инфраструктуры.
Комплексы, которые будет финансировать ППК РЭО, обязательно будут включать второй компонент – это утилизацию пригодных для вторичного использования отсортированных отходов. Формы утилизации могут быть разными. Наиболее доступная из них – анаэробное сбраживание, или биокомпостирование, продукты которого могут применяться в разных сферах городского хозяйства. Но есть и другие формы утилизации, связанные с производством твердого топлива SRF или RDF, пиролизом и иными формами бескислородной утилизации отсортированных отходов, в результате которых получается газообразное, жидкое и твердое топливо. Безусловным приоритетом является создание мощностей для повторного использования извлеченных материалов, тут участники рынка развивают разные предпринимательские идеи.
Светлана Бик: Общество, эксперты, регуляторы хотели бы видеть научно-обоснованную, аудированную динамику снижения захоронений, которая появится в результате финансирования инфраструктуры через инструмент зеленых облигаций. Увидеть ее можно будет, когда у компаний появится публичная отчетность. Будет ли она в рамках программы зеленого финансирования и ESG-трансформации отрасли?
Денис Буцаев: Безусловно, именно в этом направлении будет развиваться ESG-трансформация сферы по обращению с ТКО. Параллельно с работой по развитию отрасли мы ведем и работу по контролю над этой отраслью. Соблюдать экологические требования начнут только в том случае, если появится контроль за их неукоснительным исполнением. Поэтому начиная с 1 января 2022 года заработает электронная система, которая будет отслеживать движение отходов от момента образования до момента утилизации, а в дальнейшем – и до момента использования вторсырья в производстве продукции. Доступ к этой системе будет в том числе у общественных организаций, экспертов и граждан. Верификаторы и аудиторы также могут в свободном режиме работать с данными электронной системы. У всех сторон, заинтересованных в аудировании объекта - получателя зеленого финансирования, будет возможность контролировать процесс обращения с отходами в режиме реального времени. Это повысит как ответственность тех, кто привлекает зеленые денежные средства, так и прозрачность самой отрасли, и позволит участникам при соблюдении экологических требований претендовать на дополнительные меры поддержки.