«Единица природы» – амбициозный флагманский проект Агентства стратегических инициатив, который уже на старте не только привлекает внимание экспертного сообщества, но и вызывает жаркие дискуссии как среди экологов, так и среди экономистов. О концепции проекта руководителю платформы ИНФРАГРИН Светлане Бик рассказывает заместитель генерального директора АСИ Георгий Белозеров.
– Что послужило предпосылкой для создания концепции «единицы природы»? Почему существующих инструментов, таких как углеродные единицы, недостаточно?
– Прежде чем ответить на вопрос, скажу, что Агентство всегда находится в поиске и делает ставку на развитие прорывных инициатив, которые могут принести ощутимые социально-экономические эффекты для всего населения, страны.
«Единица природы», на наш взгляд, одна из таких инициатив. И в рамках утверждённой в январе 2025 года Президентом Российской Федерации новой стратегии Агентства мы получили мандат на её разработку.
Честно скажу, сейчас мы находимся на начальном этапе концепции «Единицы природы». У нас есть своё видение, но, чтобы предлагаемый механизм был максимально эффективным и cбалансированным, мы активно вовлекаем в процесс разработки его экономической и организационно-правовой модели экспертное сообщество и открыто приглашаем заинтересованных экспертов присоединиться к этой работе.
С точки зрения нашего видения, «Единица природы» представляет собой шаг к фундаментальной трансформации экономической системы, в которой ценность природных комплексов и экосистемных услуг интегрируется в финансовую архитектуру.
«Единица природы» не просто инструмент, а новая парадигма, которая позволит связать экономическое развитие и сохранение и приумножение природного капитала в единую гармоничную систему.
Сейчас у нас отсутствует система экономической оценки реальной ценности сохранённого и восстановленного природного капитала и его влияния на благосостояние граждан, страны и мира в целом.
Концепция «единицы природы» возникла из понимания двух ключевых проблем.
Во-первых, мы наблюдаем гипертрофированный фокус на низкоуглеродном развитии и климатических проектах, эффективность которых оценивается только в призме сокращения выбросов или увеличения поглощения парниковых газов. Это создаёт перекос в инвестициях и сужает поле для сотрудничества как внутри страны, так и на международном уровне.
Конечно, глобальное потепление происходит, но вместе с тем человек, посредством рачительного природопользования, может благоприятно и созидательно влиять на природу и своё в ней «бытование», что позволит сократить степень негативного влияния климатических рисков и обеспечить экономическое процветание.

Во-вторых, в целом инвестиций в воспроизводство природного капитала недостаточно. Очевидно, что модель, при которой деятельность по сохранению и восстановлению природных экосистем выступает планово-дотационной расходной сферой для государства и компаний, имеет ограниченную перспективу развития. Именно поэтому видим важной задачей сделать природу и её природные услуги экономически эффективной и инвестиционно привлекательной сферой. При этом важным показателем должен являться объём внебюджетных средств, проинвестированнных в богатство природы.
Сейчас наблюдается острый дефицит частных инвестиций в экологические проекты из-за их низкой инвестиционной привлекательности в краткосрочной перспективе. Показательная статистика: доля внебюджетных средств в национальном проекте «экологическое благополучие» составляет всего около 32,5% от общего объёма финансирования в 1,2 трлн рублей.
– В чём ключевое отличие «единицы природы» от углеродных единиц? Как вы оцениваете потенциал нового инструмента в сравнении с существующими механизмами?
– Мы не исключаем существование углеродных единиц и климатических проектов с их выпуском. Эффекты по сокращению углеродного следа будут учитываться и в единице природы.
Но если реализация климатических проектов с выпуском углеродных единиц по большей части востребована среди компаний, имеющих свой рынок или инвесторов за рубежом, и отчасти продиктована потенциальным трансграничным углеродным регулированием и амбицией по достижению углеродной нейтральности к 2060 году, то проекты с выпуском единиц природы в первую очередь направлены на то, чтобы привлечь частные инвестиции в проекты, которые несут ощутимые экологические эффекты уже сегодня – ведь людям нужна экологически благополучная среда обитания сейчас и, разумеется, для будущих поколений.
В то время как углеродные единицы привязаны исключительно к выбросам углекислого газа, «единица природы» будет учитывать гораздо более широкий спектр эффектов от реализации проектов, направленных на сохранение и восстановление природных экосистем и обеспечение климатической устойчивости страны, – социально-экономических, экологических и климатических.
Таким образом, единица природы – это своего рода эволюция углеродных единиц. На наш взгляд, потенциал этого инструмента значительно выше, поскольку он позволит создать более справедливую систему оценки экологических проектов и сформировать дополнительные стимулы для бизнеса и частных инвесторов, а также для экологически ответственного поведения.
Это не просто финансовый инструмент, а новая философия экономического развития, где бенефициарами становятся и социум, и природа. В перспективе «единица природы» примет форму ликвидного финансового актива, который даст возможность инициаторам проектов капитализировать достигнутые социальные, экологические и климатические эффекты от их реализации.
– Можем мы в общей схеме показать, как работает механизм единицы природы?
– Конечно. Давайте рассмотрим в самом общем виде механизм работы «единицы природы» на примере проекта по восстановлению водного объекта. Представим, что компания Х решила реализовать проект по оздоровлению заболоченного озера, чтобы построить на его берегу оздоровительный комплекс.
Компания Х вкладывает средства в комплекс мероприятий: проводит расчистку озера, применяет инновационные экотехнологии для его восстановления. Под проект выпускаются «единицы природы», стоимость которых формируется исходя из экономической оценки потенциала восстановленного озера и его экосистемных услуг, или, другими словами, предполагаемых экологических, социально-экономических и климатических эффектов от реализации проекта в экономическом эквиваленте.
Компания Х, реализовавшая проект, может либо обменять эти единицы природы на налоговые льготы, например налоговый вычет на сумму единиц природы, субсидию или другие меры вознаграждения от государства, либо продать их частным инвесторам.
Таким образом, создаётся механизм, где экологический проект становится привлекательным как для инициатора, так и для инвесторов, а экологические, социально-экономические улучшения получают реальную экономическую оценку.
При этом, что важно, физические лица своими вложениями смогут влиять не только на экологическое благополучие отдельных территорий, но и на их экономическую ценность – стоимость недвижимости, привлекательность восстановленной территории для развития новых видов экономической деятельности и так далее.
– Предлагаю подробнее остановиться, как будет определяться стоимость «единицы природы»? Какие факторы будут учитываться при экономической оценке экологических эффектов?
– Стоимость «единицы природы» должна быть привязана к стоимости «природы» и экономической оценке её экосистемных услуг.
Прежде всего, мы должны разработать методологию и оценить в экономических терминах вклад природных комплексов и их экосистемных функций в социально-экономическое развитие – в ВВП, уровень качества жизни, демографическую ситуацию, здоровье нации.
Это позволит определить потенциал инвестирования и отдачи на осуществлённые инвестиции в экологические проекты на конкретных территориях, а также создать предпосылки для определения наиболее перспективных направлений рачительной экономической деятельности, которая возможна и перспективна на этих территориях.
Вместе с тем, если проект влияет на сокращение выбросов или увеличение поглощения парниковых газов, в стоимости единиц природы логично учитывать и стоимость углеродных единиц. Но, повторюсь, не ограничиваться ими.

В случае реализации проекта по «экологическому контракту» учитывается экономия государства – разница между планируемыми государственными расходами и фактическими затратами бизнеса при использовании передовых технологий.
Такой комплексный подход к формированию стоимости, на наш взгляд, позволит более справедливо оценить реальную ценность экологических и социально-экономических улучшений и создать привлекательный инвестиционный инструмент.
– В концепции предлагается три сценария выпуска «единиц природы». Какой из них, на ваш взгляд, имеет наибольший потенциал для масштабирования в российских условиях?
– Действительно, мы предварительно обсуждали с экспертами три потенциальных сценария выпуска «единиц природы», и каждый из них имеет свои преимущества.
Но наибольший потенциал для масштабирования в российских условиях, на мой взгляд, имеет первый сценарий – выпуск единиц природы в рамках «экологического контракта» между государством и бизнесом. Почему именно этот сценарий?
Во-первых, он позволяет решить острую проблему низкой эффективности государственных экологических проектов.
Показательный пример – федеральный проект «Оздоровление Волги», где из 121 проверенного объекта только 6 вышли на целевые показатели, несмотря на затраченные 128 млрд рублей федеральных средств.
Во-вторых, этот сценарий предлагает чёткий механизм взаимодействия: государство определяет приоритетные экологические проекты и требования к технологиям, а бизнес обеспечивает эффективную реализацию с применением инновационных решений. При этом бизнес получает понятную мотивацию в виде налоговых льгот и других форм поощрения.
В-третьих, государство осуществляет контроль за соблюдением условий контракта, сроков реализации проекта и достижением заявленных показателей.
Важно отметить, что этот сценарий может быть первым шагом к развитию остальных форматов. После отработки механизма на крупных проектах с государственным участием будет проще масштабировать систему на полностью частные инициативы.
– В документах, которые АСИ представляло экспертам для обсуждения, упоминается создание специальной цифровой платформы. Как будет обеспечиваться прозрачность и достоверность информации об экологических проектах?
– Мы будем создавать платформу, которая позволит состыковать интересантов и осуществлять трансфер технологий для решения экологических задач.

В рамках платформы будут созданы возможности как для поиска экологических проектов для инвестирования, так и для учёта результатов проектов с выпуском единиц природы.
В перспективе платформа должна будет также содержать исчерпывающую информацию по следующим направлениям:
– Данные об экологических проектах с выпуском единиц природы.
– Информация о единицах природы, выпущенных в обращение по результатам реализации проектов.
– История сделок с единицами природы между владельцами и их зачёта.
– Концепция предполагает участие как крупного бизнеса, так и частных инвесторов. Какие стимулы предусмотрены для привлечения массового инвестора?
– Очень важный вопрос для запуска инструмента. Мы обсуждаем с экспертами целый комплекс стимулов для привлечения массового инвестора, учитывая, что именно у него под управлением колоссальный инвестиционный потенциал и высокая заинтересованность в повышении качества жизни и здоровья.

Первое – это гибкий механизм формирования начальной стоимости «единицы природы». По аналогии с паями в инвестиционных фондах стоимость одной единицы может быть снижена до уровня, доступного практически любому частному инвестору. Это позволит людям участвовать даже в крупных экологических проектах с небольшими инвестициями.
Второе – это возможность получения нескольких видов дохода:
– «Купонный доход» от экономической деятельности, которая стала возможна благодаря реализации экологического проекта.
– Доход от возможного роста стоимости единиц природы, если они привязаны к активам компании, реализующей проект.
– Бонусы и поощрения от государства за экологически ответственное поведение.
Третье – это система дополнительного стимулирования. Например, государство может предоставлять дополнительное денежное вознаграждение тем, кто формирует диверсифицированный портфель экологических инвестиций: приобретает единицы природы от реализации проектов разных категорий и накапливает определённый объём единиц.
Четвёртое – в отличие от «зелёных облигаций», инвестор точно знает, в какой конкретно проект вкладываются его средства. Это создаёт эмоциональную связь и позволяет участвовать в развитии своего региона или интересующей его экологической инициативы.
Таким образом, мы предлагаем массовому инвестору не просто финансовый инструмент, а возможность получить справедливое вознаграждение за участие в улучшении экологической ситуации в стране, области и даже конкретном населённом пункте.
– В материалах упоминается перспектива создания единого рынка природных единиц на уровне БРИКС, ЕАЭС, ШОС. Какие шаги необходимы для международного признания этого инструмента? Особенно с учётом того, что на международном уровне идёт процесс развития кредитов биоразнообразия.
– Отвечу сразу про кредиты биоразнообразия. Это очень молодой инструмент, он фактически только формируется: создаётся и развивается методологическая база, рыночные сделки всё ещё можно считать единичными. К тому же кто сказал, что для финансирования экологических проектов в мире может существовать только один финансовый инструмент?
Мы наблюдаем растущую озабоченность многих стран неоднозначностью оценок реального вклада антропогенного воздействия на изменение климата. Возникает определённая «усталость» от чрезмерного акцента на углеродной нейтральности в международной повестке.

В этом контексте «единица природы» предлагает более комплексный подход к оценке эффектов от реализации экологических и климатических проектов. Для международного признания инструмента необходимы следующие шаги:
Первый шаг – разработка единой методологии экономической оценки природных комплексов и экосистемных услуг, а также единого стандарта единиц природы, которые будут понятны и приемлемы для всех участников.
Второй шаг – создание международной системы верификации результатов экологических проектов с выпуском единиц природы. Она должна быть прозрачной и вызывать доверие у всех участников рынка.
Третий шаг – формирование международной цифровой инфраструктуры для обращения «единиц природы», обеспечивающей прослеживаемость и защиту от двойного учёта.
Наиболее перспективным представляется начать с создания единого рынка в рамках СНГ, ЕАЭС, затем расширить его на пространство БРИКС и ШОС.
По нашему мнению, с увеличением глобальной конкуренции за природные активы создание такого механизма позволит России не только достичь экологического благополучия и повысить качество жизни населения, но и получать экономическую выгоду от своего природного капитала, его экосистемных услуг и научно-технологического потенциала.
Это позволит России предложить партнёрам уникальные решения по восстановлению экосистем и технологии сокращения экологического следа.
– В каких регионах России планируется запустить пилотные проекты по внедрению «единиц природы»? По каким критериям они будут отбираться?
– Выбор регионов для пилотного выпуска «единиц природы» будет осуществляться на основе конкурса, в рамках которого мы сможем выбрать наиболее заинтересованные в апробации нового механизма реализации экологических проектов.
Приоритет также получат территории с острыми экологическими проблемами, требующими комплексного решения.
Интервью с Георгием Белозеровым было опубликовано в докладе ИНФРАГРИН "ESG, декарбонизация и зеленые финансы России 2024/25".
