Генеральный директор ООО «Сибинвестстрой» (в 2017-2019 гг. - генеральный директор ООО «РСБ ХМАО» ) Евгений Барзыкин рассказывает об опыте подготовки и размещения первых в России зеленых облигаций в сфере обращения с ТКО компании ООО «РСБ ХМАО» для финансирования концессионного проекта. 18 декабря 2018 года состоялось знаковое событие для российского финансового рынка – российским эмитентом впервые на Московской бирже был размещен зеленый облигационный заем, соответствующий принципам ICMA GBP 2018. Примечательно, что первым эмитентом зеленых облигаций выступила компания ООО «РСБ ХМАО», работающая в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Эта отрасль традиционно вызывает большое количество вопросов как в части соблюдения экологических требований, так и в практике ведения бизнеса.
НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ И МУСОРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: КАК СОВМЕСТИТЬ РАЗНЫЕ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ?
Спустя более чем 1,5 года интересно обернуться назад, проанализировать полученный опыт и понять, (1) что и как было сделано правильно и в чем были ошибки первого опыта, какие факторы мы упустили, и (2) как это повлияло на рынок финансирования именно проектов сектора ТКО, компания из которого выступила пионером в этой области.
Два основных вопроса, которые нам задавали большинство интересантов после размещения облигаций РСБ ХМАО были: зачем вам это нужно, и какие преимущества в финансовом плане вы получили. То есть исходя из сути вопросов было понятно, что всем интересно узнать, получили ли мы выигрыш по ставке заимствования или иные значимые материальные дивиденды. Однако задумывая этот процесс и идя по нему, мы не ставили эти два вопроса во главу угла и не пытались сделать второе ответом на первое.
Зеленый бонд в нашей системе координат на тот момент не рассматривался как инструмент, обеспечивающий прежде всего материальную основу нашей мотивации. Потому что мы были первой командой проекта, решившей на практике сделать зеленый бонд. А это, если позволите, исторический ракурс.
Что действительно представляло для нас интерес и ради чего строилась предшествующая выпуску 9-ти месячная работа – это получить для себя ответ на вопрос: возможны ли в России зеленые облигации или нет. Иными словами, на фоне множества обсуждений о необходимости зеленых выпусков, создания инфраструктуры, адаптаций западных требований, нашей амбицией было доказать самим себе и стране возможность перейти от слов к делу и реализовать проект.
Тем более, что к тому моменту на площадке Банка России активно работала Рабочая группа по зеленым финансовым инструментам Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций, которая уже довольно серьезно продвинулась в своей коллективной аналитической работе и готовила к печати Диагностическую записку «Зеленые финансы: повестка дня для России». Возглавляла и координировала эту работу Светлана Бик, которая и была инициатором выпуска первых в России зеленых облигаций. Поскольку представители нашей компании входили в эту рабочую группу, нам не надо было друг друга убеждать или сложно договариваться. Мы с интересом включились в эту работу.
Процессу получения second opinion по облигационному выпуску предшествовала длительная подготовка. До момента обращения в рейтинговое агентство для верификации, мы провели большую внутреннюю работу: в марте 2018 г. присоединились к только анонсированной инициативе НАКДИ в сфере зеленых инвестиций и публично заявили, что будем соответствовать им в своей деятельности, провели внутреннюю самодиагностику, бенчмаркинг с международными компаниями-аналогами в секторе ТКО и попытались понять, в какой степени наш проект соответствует /- может соответствовать им.
Начав погружаться в тему, мы сразу ощутили информационный голод и полное отсутствие системы координат. Конечно, существовали принципы ICMA GBP 2018, рекомендации по ESG финансированию, выпуску Climate Bonds, отчеты публичных компаний, что позволило составить впечатление для первого подхода. Однако не было ни национальной методики рейтингов зеленых облигаций, ни доступных отраслевых примеров в мировой практике. Наконец, во всей стране не было человека, который мог бы авторитетно и безошибочно сказать, зеленые мы или нет. Большинство экспертов, к которым мы обращались реагировали ультимативно: зеленые финансы в обращении отходами - это zero waste, никаких полигонов и компромиссов. Но идеология целей устойчивого развития (ЦУР), общепринятая иерархия «полезности» в способах утилизации, где полигонное захоронение все-таки лучше свалок, проводимая в стране реформа ТКО и национальные проекты – все это вместе оставляли нам надежду на получение статуса зеленых, ведь современные комплексы, даже и с полигонным захоронением хвостов – это вынужденный, но более продвинутый формат обращения с отходами, чем распространяющиеся по стране несанкционированные свалки.
В процессе собственной идентификации нашего проекта как зеленого нам пришлось не только пройти глубокий процесс самообразования в части глобальных процессов и тенденций, происходящих в ответственном финансировании.
Пропустив происходящую реформу обращения с ТКО в России и цели нашего проекта в ХМАО через призму «зелености», нам необходимо было сформировать обоснованную и, как впоследствии стало ясно, железобетонную позицию перед внешними пользователями, почему наш проект полностью соответствует принципам GBP 2018.
После осознания собственного места в зеленой вселенной мы перешли к внутренней работе. Подготовка перехода компании к новой идеологии деятельности велась по трем основным направлениям:
- Разработка пакета внутренних документов – Положение о зеленых финансах, Информационная политика, Политика в области закупок, Положение об управлении рисками, Положение о комитете по зеленым инвестициям.
- Корректировка системы управления – внедрение должности экологического директора (Chief Ecology Officer), включение целей и КПЭ по устойчивому развитию в повестку всего менеджмента, введение новых механизмов оценки экологических инициатив, изменение в системе управления рисками.
- И самое главное – имплементация заявленных ценностей и их трансляция внутри компании и во внешнюю среду.
Третья часть процесса представлялась самой важной в достижении успеха: нужно было не только создать систему ценностей и ввести инфраструктуру для ее поддержки распорядительными документами внутри компании.
Необходимо было сделать так, чтобы сотрудники поверили в ценности и стали считать их частью своей ежедневной деятельности – тем, что не спущено сверху, а является «кусочком» разделяемой всеми философии. Благо эта задача не встретила сопротивления в силу изначально высокой экологической мотивации людей, работающих в компании – операторе ТКО.
Внешняя коммуникация также была достаточно успешна, поскольку у нас существовала налаженная инфраструктура обязательного и добровольного раскрытия информации по предыдущим облигационным выпускам и формат общения с финансовым рынком и профессиональным сообществом.
Как выяснилось опять же впоследствии, то, что мы заранее стали заявлять нашу нацеленность на соответствие GBP, сыграло весомую роль при рейтинговании, поскольку показывала не сиюминутность нашего решения, а историю приверженности заявленным принципам.
Следующим этапом стало непосредственно получение second opinion от Rating-Agentur Expert RA GmbH в отношении того, что выпуск облигаций для реализации проекта по созданию системы обращения с ТКО в ХМАО соответствует принципам зеленых финансов.
Формат подтверждения был схож с получением кредитного рейтинга: изучение нормативных документов, интервью с менеджментом, комментарии в отношении новостей и присутствия компании в медиа-пространстве, проведение скоринга. Что было новым – это opinion в экологической части. И здесь возникли некоторые особенности.
Экспертно-аналитический журнал «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» infragreen.ru