14 октября 2020 года Президент Российский Федерации Владимир Путин провел совещание с членами Правительства Российской Федерации. Основная тема встречи – инструменты достижения показателей инвестиционного развития, в том числе СЗПК, «Фабрика проектного финансирования», ГЧП, инфраструктурные и зеленые облигации.
Председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина отметила, что со своей стороны Центральный банк также проводит политику, направленную на то, чтобы формировались благоприятные условия для инвестиций. Одним из направление является развитие инструментария финансового рынка, для того чтобы компании могли привлекать средства для инвестиций, включая рынок облигаций.
Эльвира Набиуллина обратила внимание, что Центральный банк совместно с Правительством, с ВЭБ обсуждают проекты «зелёного» финансирования. «У нас сейчас уже секция на Московской бирже, которая специально организует выпуски «зелёных» облигаций. И нам, конечно, нужно обращать внимание и на то, что происходит на внешних рынках, как они будут меняться под влиянием введения разных экологических требований, и свои инструменты, институты выстроить таким образом, чтобы дать возможность и российским компаниям развивать такого рода проекты. И мы здесь готовы вместе с Правительством посмотреть, что нужно дополнительно сделать, но на эту тему, на наш взгляд, нужно обратить особое внимание».
В пресс-релизе ВЭБ.РФ отмечается, что в конце лета ВЭБ.РФ опубликовал первую версию методических рекомендаций по зелёному финансированию. Заместитель председателя ВЭБ.РФ Алексея Мирошниченко сказал, что они вызвали большой отклик, собрано более 180 комментариев и скоро будет представлена вторая версия
Тем не менее, российские власти пока не определились, для чего нужны зеленые облигации— для поддержки компаний с низким негативным влиянием на окружающую среду или опять для поддержки нефтяников. Недавно глава комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов предложил пересмотреть правила предоставления компенсаций компаниям на выплату купонного дохода по «зеленым облигациям», выпущенным для реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий (НДТ), так как отсутствует интерес со стороны предприятий к такому виду государственной поддержки экологической модернизации.
По мнению, руководителя экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития», члена Совета Российского экологического общества Светланы Бик предусмотренные средства нужно было направить именно на поддержку зеленых облигаций, на зеленые проекты. Только нельзя эту поддержку привязывать к НДТ, надо привязывать к конкретному эффекту в проекте, причем в самых что ни на есть зеленых сферах. Это экономика замкнутого цикла, ресурсосбережение, зеленое строительство и городская инфраструктура, электрический общественный транспорт. НДТ — это не автоматический признак зеленого проекта.
В России десяток организаций сейчас занимаются формированием системы зеленых финансов. В результате мы имеем совершенно разные позиции по этому вопросу. Кроме того, возникла неразбериха со стандартами зеленого финансирования в России, которая прекрасно видна на примере бессрочных зеленых облигаций РЖД, которые не соответствуют стандартам зеленых облигаций Центрального банка.
Светлана Бик, отмечает, что стандарты «зеленого» финансирования настолько размыты, что деньги могут пойти на неэкологичные проекты. Светлана Бик в своей статье «Грозит ли России гринвошинг национального масштаба?» рассказывает, как можно навести порядок в зеленом финансировании.
Информационное агентство ИНФРАГРИН с использованием http://kremlin.ru/