В контексте глобальных трендов устойчивого развития Россия формирует собственную экосистему оценки и поддержки бизнеса, следующего принципам социально-экологических приоритетов в управлении. Осенью 2024 года по поручению Президента РФ была создана организация, которая станет ключевым оператором национального Стандарта общественного капитала. Об идеологии, структуре и особенностях нового инструмента оценки бизнеса руководителю платформы ИНФРАГРИН Светлане Бик рассказывает генеральный директор АНО «Общественный капитал» Асият Багатырова.
– Стандарт общественного капитала бизнеса – одна из существенных методологических новаций в российской повестке устойчивого развития. Каковы ключевые мотивы для разработки такого инструмента в России?
– Создание Стандарта общественного капитала бизнеса стало закономерным этапом в эволюции подходов к оценке вклада компаний в устойчивое развитие страны. Разработка этого инструмента имеет несколько ключевых предпосылок.
В апреле 2023 года Президент России Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о ежегодной публикации крупными российскими компаниями нефинансовой отчётности, содержащей информацию о соблюдении принципов ответственного ведения бизнеса. В июне 2023 года в рамках встречи с членами общероссийской организации «Деловая Россия» была поставлена задача создать стандарт, на который должен ориентироваться бизнес.
По итогам заседания наблюдательного совета АСИ Владимир Путин поручил Правительству РФ совместно с Центральным банком и Агентством стратегических инициатив разработать требования к системе верификации деятельности предприятий по всем показателям Стандарта.
Фундаментальной причиной создания Стандарта стало формирование глобального тренда на ESG-трансформацию бизнеса. Мировая практика демонстрирует, что устойчивое развитие – это не просто модное направление, а необходимое условие долгосрочной конкурентоспособности. Российский Стандарт учитывает национальную специфику и ориентирован на достижение стратегических целей развития нашей страны.
Важным мотивом стала и назревшая необходимость консолидации усилий государства и бизнеса для решения социально-экономических задач. Стандарт позволяет направить предпринимательскую энергию в русло, которое способствует не только экономическому росту, но и социальной стабильности, экологической устойчивости.
Ещё одной предпосылкой стала фрагментарность существующих практик социальной ответственности бизнеса. До появления Стандарта не было единых критериев оценки вклада компаний в общественное благосостояние – каждая организация действовала по собственному усмотрению, что затрудняло системную поддержку таких инициатив со стороны государства.

Сегодня в России разработан и реализуется ряд национальных проектов. Совместные усилия государства и бизнеса в этом направлении способны принести гораздо более высокий результат. А Стандарт становится связующим звеном между государственными программами и корпоративными стратегиями, позволяя компаниям вносить вклад в достижение национальных целей и получать за это признание и поддержку.
– Каким образом Стандарт общественного капитала бизнеса соотносится с международными ESG-практиками? Есть ли принципиальные отличия в подходах и каковы они, если есть?
– Стандарт общественного капитала бизнеса имеет много общего с международными ESG-практиками, но при этом обладает рядом важных отличий, учитывающих российскую специфику. Мы внимательно изучили опыт ведущих международных систем, таких как B Corp, Ecovadis, S&P Global CSA, MSCI и Refinitiv ESG Score, и адаптировали лучшие практики под наши реалии.
Сходство проявляется прежде всего в комплексном подходе к оценке. Как и международные ESG-рейтинги, наш Стандарт охватывает экологические, социальные и управленческие аспекты деятельности компаний. Также мы применяем дифференциацию весовых коэффициентов для различных отраслей, понимая, что значимость отдельных показателей может существенно отличаться в зависимости от сферы деятельности компании.
Однако есть и принципиальные отличия.
Во-первых, Стандарт общественного капитала делает особый акцент на вкладе бизнеса в достижение национальных целей развития России.
Во-вторых, наш подход предусматривает более тесную интеграцию с государственными мерами поддержки. Компании смогут рассчитывать на получение определённых льгот и преференций на федеральном и региональном уровнях, что формирует реальные экономические стимулы для ESG-трансформации.
В-третьих, мы уделяем значительное внимание вопросам стабильного стратегического развития и технологического суверенитета, включая показатели производительности труда, вклада в научно-исследовательские и конструкторские разработки, а также инвестиций в технологии.
Ещё одно отличие заключается в том, что Стандарт не только измеряет текущее состояние, но и стимулирует позитивную динамику. Мы оцениваем прогресс компаний по ключевым показателям, что мотивирует бизнес к постоянному совершенствованию своих практик.
Таким образом, Стандарт общественного капитала бизнеса можно охарактеризовать как национально ориентированную систему, которая интегрирует международный опыт с российскими приоритетами устойчивого развития.
– Методология Стандарта включает порядка 90 показателей по 4 направлениям. Как удалось обеспечить баланс между комплексностью оценки и реалистичностью выполнения требований для бизнеса?
– Достижение баланса между комплексностью оценки и реалистичностью выполнения требований было одной из самых сложных задач. Мы понимали, что чрезмерное количество показателей может создать непреодолимый барьер для компаний, особенно для малого и среднего бизнеса, а слишком упрощённый подход не позволит получить объективную картину вклада организации в устойчивое развитие.

Мы разбили все показатели на четыре ключевых направления, что позволило систематизировать процесс оценки: стабильное стратегическое развитие в Российской Федерации, забота о сотрудниках и членах их семей, поддержка социальных программ и охрана окружающей среды. Таким образом, процесс сбора данных становится более упорядоченным и понятным.
Также мы планируем разработать систему весовых коэффициентов, которые будут учитывать отраслевую специфику компаний. Это означает, что для каждой отрасли значимость отдельных показателей может различаться. Например, для производственных компаний более важными будут экологические показатели, а для сферы услуг – социальные аспекты и взаимодействие с клиентами.
Для минимизации нагрузки на бизнес значительная часть информации по показателям будет поступать из статистической и бухгалтерской отчётностей, которые организации уже предоставляют. Результаты, полученные компаниями в рамках других рейтингов и сертификаций, связанных с устойчивым развитием, тоже будут учитываться.
Важно отметить, что мы не требуем идеальных результатов по всем показателям. Деятельность организации признаётся соответствующей Стандарту при достижении определённых минимальных значений как по сводному индикатору, так и по каждому из направлений.
Это создаёт реалистичную планку для компаний разного масштаба и отраслевой принадлежности.
Наконец, мы предусмотрели поэтапное внедрение Стандарта с предварительным тестированием методологии на пилотных организациях. Это позволит выявить потенциальные проблемы и внести необходимые корректировки.
– Насколько сложной будет процедура оценки для малого и среднего бизнеса? Будут ли какие-то особые условия для МСП?
– Мы прекрасно понимаем, что малый и средний бизнес имеет ограниченные ресурсы по сравнению с крупными компаниями, поэтому изначально заложили в концепцию Стандарта особые условия для МСП.
Прежде всего, для субъектов малого и среднего предпринимательства разрабатывается сокращённый перечень показателей. Если крупный бизнес оценивается по всем показателям, то для МСП их количество будет существенно меньше, при этом сохранится оценка по всем четырём ключевым направлениям Стандарта.
Это позволит получить комплексное представление о деятельности компании, не перегружая её избыточными требованиями к отчетности.
Процедура оценки для МСП будет максимально упрощена и автоматизирована через цифровую платформу. Компания сможет заполнить онлайн-форму, загрузить необходимые документы и пройти первичную автоматизированную оценку.
Значительная часть данных может быть получена из государственных информационных систем, например, сведения о налоговых отчислениях, количестве сотрудников, официальной отчётности будут загружаться автоматически из баз данных ФНС, СФР и других ведомств.
Для малого и среднего бизнеса будут установлены более гибкие пороговые значения соответствия Стандарту. МСП не могут конкурировать с крупными корпорациями по абсолютным показателям, поэтому оценка будет учитывать относительные значения и динамику улучшений.
Кроме того, мы предусматриваем образовательную поддержку для представителей малого и среднего бизнеса. Представители АНО «Общественный капитал» будут проводить обучающие семинары, предоставлять методические материалы и рекомендации, которые помогут компаниям подготовиться к оценке и внедрить принципы устойчивого развития в свою деятельность.
– Какие процедуры верификации предусмотрены для компаний, претендующих на соответствие Стандарту общественного капитала бизнеса? Как будет обеспечиваться объективность оценки?
Процедура верификации призвана обеспечить максимальную объективность и достоверность результатов. Она включает несколько взаимосвязанных этапов и механизмов проверки.

Первый этап начинается с добровольной подачи заявки организацией, желающей пройти проверку. Компания может обратиться либо непосредственно в АНО «Общественный капитал», либо к другому верификатору из утверждаемого закрытого перечня. В этот перечень могут войти кредитные рейтинговые агентства, аудиторские организации и деловые объединения, которые прошли аккредитацию и соответствуют специальным требованиям.
После подачи заявки компания предоставляет все необходимые сведения через цифровую платформу.
Ещё раз подчеркну, что часть информации будет получена автоматически из государственных информационных систем, что снижает возможность манипуляции данными.
Остальные сведения компания подкрепляет соответствующими документами – внутренней отчётностью, стратегиями и политиками.
На втором этапе верификатор проводит оценку представленных сведений в соответствии с единой методологией. Она предусматривает строгие критерии оценки как количественных, так и качественных показателей, что минимизирует субъективность при подсчёте баллов.
Для большей объективности мы предусмотрели систему проверки. Если оценка производилась верификатором из утверждённого перечня, её результаты в обязательном порядке направляются в АНО «Общественный капитал» для выборочной проверки на соответствие методологии Стандарта.
Дополнительную объективность обеспечит учёт результатов других независимых оценок – например, данных рейтинговых агентств, аудиторских заключений, сертификаций, которые могут принести компании дополнительные баллы при расчёте сводного индикатора. Если между компанией и верификатором возникнут разногласия по результатам оценки, их решением займётся Комиссия, формируемая Министерством экономического развития. В её состав входят представители Банка России, ВЭБ.РФ, АСИ и других организаций.

После проведения всех необходимых проверок АНО «Общественный капитал» будет публиковать результаты оценки компании на цифровой платформе. Публичность результатов создаёт дополнительный стимул для компаний предоставлять достоверную информацию.
Таким образом, многоуровневая система проверок, участие различных независимых организаций в процессе верификации и прозрачность методологии оценки обеспечивают объективность результатов определения соответствия деятельности компаний Стандарту общественного капитала бизнеса.
– В материалах упоминается запуск цифровой платформы для работы со Стандартом. Расскажите подробнее о её функционале и когда она начнёт работу?
– Цифровая платформа является одним из ключевых элементов системы функционирования Стандарта общественного капитала бизнеса.
Она разрабатывается как удобный и безбарьерный инструмент для бизнеса, который автоматизирует процессы оценки и существенно упрощает взаимодействие всех участников.
Функционал платформы достаточно широк и охватывает весь цикл работы со Стандартом. Прежде всего она обеспечит возможность для компаний проводить самообследование и публиковать данные. Через личный кабинет организации смогут загружать необходимые документы, отслеживать статус своей заявки и получать оперативную обратную связь от верификаторов.
Также на основе алгоритмов методологии Стандарта платформа автоматически будет рассчитывать сводный индикатор общественного капитала. Это обеспечит объективное и единообразное оценивание участников, независимо от того, кто проводил верификацию.
Верификаторам платформа предоставит инструменты для проведения оценки, доступ к методическим материалам и возможность взаимодействия с АНО «Общественный капитал» по спорным вопросам. А для Комиссии по верификации – функционал для рассмотрения апелляций и разрешения споров.
Особое внимание уделяется блоку мер поддержки. После подтверждения соответствия Стандарту компании получат доступ к каталогу доступных мер стимулирования на федеральном и региональном уровнях с возможностью подать заявку на их получение непосредственно через платформу.
Система будет анализировать профиль компании и предлагать наиболее релевантные для неё меры поддержки.
Платформа также станет центром обмена лучшими практиками в области устойчивого развития. Компании смогут делиться своим опытом, изучать кейсы других организаций и получать рекомендации по улучшению своих показателей.
Что касается сроков запуска, мы планируем поэтапный ввод платформы в эксплуатацию. Первая версия с базовым функционалом для регистрации компаний и проведения самообследования будет запущена в тестовом режиме уже во втором квартале 2025 года.
В течение следующих двух кварталов будут последовательно внедряться модули автоматической проверки данных, расчёта сводного индикатора и каталога мер поддержки. Полноценный запуск платформы со всеми функциональными возможностями запланирован на конец 2025 года.
– В 2027 году ожидается присоединение не менее 10 000 компаний к Стандарту. Как вы планируете достичь эту амбициозную цель?
– Цель привлечь 10 000 компаний к Стандарту в 2027 году действительно амбициозна, учитывая, что АНО «Общественный капитал» была создана относительно недавно, в октябре 2024 года. Для достижения этого показателя мы разработали комплексную стратегию, которая включает несколько ключевых направлений.
Во-первых, критически важно создать понятную и доступную систему оценки, которая не будет восприниматься бизнесом как дополнительная бюрократическая нагрузка.
Во-вторых, решающее значение имеет разработка действенных мер поддержки для компаний. Сейчас работаем над этим вопросом. При наличии реальных экономических выгод бизнес будет мотивирован присоединяться к Стандарту.
В-третьих, мы планируем масштабную информационно-просветительскую кампанию. Уже сейчас проводятся семинары для экспертов, рейтинговых агентств и представителей бизнеса, но дальше эта работа будет значительно расширена.
Мы будем организовывать образовательные мероприятия по всей стране, выпускать методические материалы, создавать обучающие онлайн-курсы, чтобы компании чётко понимали преимущества и механизмы Стандарта.
Важным фактором реализации проекта станет вовлечение регионов. Мы планируем подписать соглашения о сотрудничестве со всеми 89 субъектами Российской Федерации к 2027 году, но основная работа по привлечению регионов будет проведена именно в 2025 году.
Каждый регион сможет разработать свои дополнительные меры поддержки компаний, что создаст дополнительные стимулы для местного бизнеса.
Кроме того, мы активно сотрудничаем с деловыми объединениями – РСПП, ТПП, «Деловой Россией», «Опорой России», которые имеют широкую сеть региональных отделений и большое количество членов. Их поддержка поможет быстрее донести информацию о Стандарте до потенциальных участников.
Также мы планируем использовать каскадный эффект, когда крупные компании, присоединившиеся к Стандарту, будут предъявлять соответствующие требования к своим поставщикам и подрядчикам.
И, наконец, мы рассчитываем на поддержку государственных структур. Интеграция Стандарта в систему государственных закупок, например, может создать мощный стимул для компаний, работающих с государственными заказами.
Таким образом, сочетание цифровизации, экономических стимулов, просветительской работы, регионального развития и поддержки со стороны государства и бизнес-сообщества должно обеспечить достижение целевого показателя в 10 000 компаний к концу 2027 года.
Интервью с Асият Багатыровой было опубликовано в докладе ИНФРАГРИН "ESG, декарбонизация и зеленые финансы России 2024/25".

А также...

