Сергей Сторчак: Упор на обеспечение финансирования за счет частного сектора является ошибкой глобальной климатической повестки

Сергей Сторчак: Упор на обеспечение финансирования за счет частного сектора является ошибкой глобальной климатической повестки

20 апреля 2022 | Климатическая повестка

В мире сложился огромный разрыв между политическим консенсусом с точки зрения глобальной климатической повестки и тем финансированием, которое выделяется под эту повестку. Об основных ошибках глобальной климатической повестки и институтах финансирования развития как о специализированных финансовых посредниках в сфере климатического финансирования или «зеленого» финансирования рассказал старший банкир Государственной корпорации развития ВЭБ.РФ Сергей Сторчак на Международном экономическом форуме «Зеленая повестка в странах СНГ: сотрудничество в развитии», который прошел в Москве 18 марта 2022 года.

Основные ошибки глобальной климатической повестки

Сергей Сторчак отметил, что сложился огромный разрыв между политическим консенсусом с точки зрения глобальной климатической повестки и тем финансированием, которое выделяется под эту повестку. Наблюдается практически отсутствие серьезных финансовых обязательств с точки зрения финансирования климатических проектов. Даже применительно к развивающимся странам, которым еще в 2009 году обещали трансфер в год $100 млрд, и то на этот таргет не вышли до сих пор. Обещают теперь только к 2024 на выйти этот таргет. По его мнению, еще хуже тот факт, что в этом 100-миллиардном пакете, только 27% гранты, а остальное - кредиты. «Вот попробуйте на кредитах осуществить переход в «зеленой» экономике. На мой взгляд, в этой повестке допущены глобальные ошибки» - считает Сергей Сторчак.

Первая ошибка глобальной климатической повестки – это огромный упор на то, что финансирование будет обеспечено частным сектором. Здесь уместна цитата очень известного человека, управляющего инвестиционной компанией BlackRock, Лоренса Финка. Он сказал, выступая на одном из мероприятий: «Честная погоня за прибылью по-прежнему вдохновляет рынки. Мы уделяем внимание устойчивости не потому, что мы защитники окружающей среды, а потому что мы капиталисты и доверенные лица наших клиентов. Мы – не климатическая полиция».

Сергей Сторчак отметил, что климатическая полиция в этой интерпретации – это таксономии, которые приняты и на основе которых инвесторы и кредиторы дают оценку «зелености» проектов. В зависимости от этой оценки происходит либо не происходит финансирование. Появление таких национальных таксономий «зеленого» финансирования или климатического финансирования является важным трендом. Однако по факту мы имеем национальные таксономии, в лучшем случае региональные, а проблема-то глобальная. Интересное противоречие, важнейшее противоречие текущего момента развития – глобальная климатическая проблема решается на основе национальных таксономий. Развитые страны взяли четкий курс на то, что основную нагрузку в плане энергоперехода несет на себе частный сектор, рынки.

Сергей Сторчак уверен, что от действий институциональных инвесторов в будущем будет очень много зависеть, именно эта группа финансовых посредников владеет огромными ресурсами, и вместе с коммерческими банками это $130 трлн активов на сегодняшний день. Они уже вложены - и вложены большей частью не в «зеленые» и не в климатические проекты.

«С помощью так называемого «зеленого» финансирования в прошлом году мир вышел на объемы $1,2 триллиона привлечения средств за счет «зеленых» бондов и «зеленых» кредитов. Вот, посчитайте сами: нужно 20, а здесь чуть больше одного триллиона. И это глобальная ошибка – считать, что частный сектор заменит официальные власти. А у официальных властей денег таких нет», - сказал Сергей Сторчак.

Еще одна ошибка, по мнению Сергея Сторчака, которая сделана была видимо еще в 2015 году, о которой только-только стали говорить, но не как об ошибке, а как о новом явлении. «После 2015 года были представлены обществу избыточные ожидания, что сейчас мы быстро решим эти вопросы потепления глобального, и так далее. И только буквально в прошлом году стали говорить об адаптации и смягчении, это «mitigation and adaptation».

Достаточно много времени прошло, чтобы осознать тот факт, что прежде, чем заниматься климатом и рушить угольные шахты, закрывать теплоэлектростанции, работающие на угле, все-таки нужно сделать этот «mitigation and adaptation». Сергей Сторчак отметил, что только в этом году, в год председательства Индонезии, в Группе двадцати наконец-то в повестку дня главного регулятора глобальной экономики включены темы, связанные с анализом, что такое «mitigation and adaptation», и как это можно финансировать на текущем этапе.

Институты финансирования развития как специализированные финансовые посредники в сфере климатического финансирования или «зеленого» финансирования

Сергей Сторчак отметил рост числа публичных банков развития, в том числе в развитых экономиках, как интересный тренд, который проявился после того, как было подписано Парижское соглашение по климату. Например, такие институты появились в США, Великобритании, а внутри Великобритании банк развития появился отдельно в Шотландии. Такие же институты появились также в Мексике и Индии. Десятилетиями это направление оставалось за пределами внимания публичных властей, а за последние пять лет появилось почти 30 публичных банков развития.

Появление большого числа институтов финансирования и развития привело к тому, что эти институты в итоге объединились в коалицию «финансы для всех». Оказалось, что в мире насчитывается почти 530 институтов финансирования и развития, или публичных банков развития. Большая часть, 70% этих институтов – это маленькие, локальные, региональные институты в локальных юрисдикциях, на местах. Вот именно местные институты финансирования и развития, находящиеся в локальных комьюнити, играют очень важную роль, особенно в странах федеративного устройства.

Сергей Сторчак отметил, что основным критерием отнесения институтов к институтам финансирования и развития является отсутствие цели извлечения прибыли. В России оказалось, что почти из сотни институтов развития только треть можно оценить как институты, которые занимаются финансированием проектов, в том числе «зеленых» проектов.

И сейчас важно опереться на эти локальные местные институты развития для того, чтобы, в частности, продвигать национальную таксономию, которая была разработана Минэкономразвития России совместно с ВЭБом, и эти «зеленые» проекты на местах для повышения качества жизни людей.

25 февраля 2024 | Экспертиза
Светлана Бик: Надо исправлять фундаментальные противоречия современной климатической повестки
14 января 2024 | Новости
Новые конкурсы от АСИ: «Сильные идеи» и «Зеленая Евразия»
17 декабря 2023 | Новости
Итоги СОР28, высокие рейтинги и научно-обоснованные цели для городов
ПРИХОДИТЕ В ТЕЛЕГРАМ
Авторский канал Светланы Бик
100%_Зелёного
Экспертное мнение и полезные материалы о социально-экологических смыслах и действиях в ESG экономике.
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
ESG | Светлана Бик
«Экологические и социальные приоритеты в управлении компаниями стали выходить за рамки корпоративного сектора и уже распространились на систему управления территориями»
ESG | Доклад INFRAGREEN
Ежегодный доклад «Регионы и города России: устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2023»

В Докладе представлены лучшие практики компаний и организаций по взаимодействию с заинтересованными сторонами на территориях присутствия и ответственности, экспертные подходы к оценке и анализу ESG-трансформации с целью устойчивого развития регионов и городов России, а также лидеры устойчивого развития среди субъектов и городов РФ по результатам консолидированного ESG-Индикатора ИНФРАГРИН 2023. В Докладе опубликованы 20 интервью и экспертных статей, представлены рейтинговые профили 10 субъектов РФ - лидеров устойчивого развития по версии ИНФРАГРИН, а также рейтинговые профили 8 городов - лидеров устойчивого развития по версии ИНФРАГРИН.