Сергей Сторчак: Упор на обеспечение финансирования за счет частного сектора является ошибкой глобальной климатической повестки
infragreen

Сергей Сторчак: Упор на обеспечение финансирования за счет частного сектора является ошибкой глобальной климатической повестки

20 апреля 2022 | Климатическая повестка Мы в соцсетях Печать

В мире сложился огромный разрыв между политическим консенсусом с точки зрения глобальной климатической повестки и тем финансированием, которое выделяется под эту повестку. Об основных ошибках глобальной климатической повестки и институтах финансирования развития как о специализированных финансовых посредниках в сфере климатического финансирования или «зеленого» финансирования рассказал старший банкир Государственной корпорации развития ВЭБ.РФ Сергей Сторчак на Международном экономическом форуме «Зеленая повестка в странах СНГ: сотрудничество в развитии», который прошел в Москве 18 марта 2022 года.

Основные ошибки глобальной климатической повестки

Сергей Сторчак отметил, что сложился огромный разрыв между политическим консенсусом с точки зрения глобальной климатической повестки и тем финансированием, которое выделяется под эту повестку. Наблюдается практически отсутствие серьезных финансовых обязательств с точки зрения финансирования климатических проектов. Даже применительно к развивающимся странам, которым еще в 2009 году обещали трансфер в год $100 млрд, и то на этот таргет не вышли до сих пор. Обещают теперь только к 2024 на выйти этот таргет. По его мнению, еще хуже тот факт, что в этом 100-миллиардном пакете, только 27% гранты, а остальное - кредиты. «Вот попробуйте на кредитах осуществить переход в «зеленой» экономике. На мой взгляд, в этой повестке допущены глобальные ошибки» - считает Сергей Сторчак.

Первая ошибка глобальной климатической повестки – это огромный упор на то, что финансирование будет обеспечено частным сектором. Здесь уместна цитата очень известного человека, управляющего инвестиционной компанией BlackRock, Лоренса Финка. Он сказал, выступая на одном из мероприятий: «Честная погоня за прибылью по-прежнему вдохновляет рынки. Мы уделяем внимание устойчивости не потому, что мы защитники окружающей среды, а потому что мы капиталисты и доверенные лица наших клиентов. Мы – не климатическая полиция».

Сергей Сторчак отметил, что климатическая полиция в этой интерпретации – это таксономии, которые приняты и на основе которых инвесторы и кредиторы дают оценку «зелености» проектов. В зависимости от этой оценки происходит либо не происходит финансирование. Появление таких национальных таксономий «зеленого» финансирования или климатического финансирования является важным трендом. Однако по факту мы имеем национальные таксономии, в лучшем случае региональные, а проблема-то глобальная. Интересное противоречие, важнейшее противоречие текущего момента развития – глобальная климатическая проблема решается на основе национальных таксономий. Развитые страны взяли четкий курс на то, что основную нагрузку в плане энергоперехода несет на себе частный сектор, рынки.

Сергей Сторчак уверен, что от действий институциональных инвесторов в будущем будет очень много зависеть, именно эта группа финансовых посредников владеет огромными ресурсами, и вместе с коммерческими банками это $130 трлн активов на сегодняшний день. Они уже вложены - и вложены большей частью не в «зеленые» и не в климатические проекты.

«С помощью так называемого «зеленого» финансирования в прошлом году мир вышел на объемы $1,2 триллиона привлечения средств за счет «зеленых» бондов и «зеленых» кредитов. Вот, посчитайте сами: нужно 20, а здесь чуть больше одного триллиона. И это глобальная ошибка – считать, что частный сектор заменит официальные власти. А у официальных властей денег таких нет», - сказал Сергей Сторчак.

Еще одна ошибка, по мнению Сергея Сторчака, которая сделана была видимо еще в 2015 году, о которой только-только стали говорить, но не как об ошибке, а как о новом явлении. «После 2015 года были представлены обществу избыточные ожидания, что сейчас мы быстро решим эти вопросы потепления глобального, и так далее. И только буквально в прошлом году стали говорить об адаптации и смягчении, это «mitigation and adaptation».

Достаточно много времени прошло, чтобы осознать тот факт, что прежде, чем заниматься климатом и рушить угольные шахты, закрывать теплоэлектростанции, работающие на угле, все-таки нужно сделать этот «mitigation and adaptation». Сергей Сторчак отметил, что только в этом году, в год председательства Индонезии, в Группе двадцати наконец-то в повестку дня главного регулятора глобальной экономики включены темы, связанные с анализом, что такое «mitigation and adaptation», и как это можно финансировать на текущем этапе.

Институты финансирования развития как специализированные финансовые посредники в сфере климатического финансирования или «зеленого» финансирования

Сергей Сторчак отметил рост числа публичных банков развития, в том числе в развитых экономиках, как интересный тренд, который проявился после того, как было подписано Парижское соглашение по климату. Например, такие институты появились в США, Великобритании, а внутри Великобритании банк развития появился отдельно в Шотландии. Такие же институты появились также в Мексике и Индии. Десятилетиями это направление оставалось за пределами внимания публичных властей, а за последние пять лет появилось почти 30 публичных банков развития.

Появление большого числа институтов финансирования и развития привело к тому, что эти институты в итоге объединились в коалицию «финансы для всех». Оказалось, что в мире насчитывается почти 530 институтов финансирования и развития, или публичных банков развития. Большая часть, 70% этих институтов – это маленькие, локальные, региональные институты в локальных юрисдикциях, на местах. Вот именно местные институты финансирования и развития, находящиеся в локальных комьюнити, играют очень важную роль, особенно в странах федеративного устройства.

Сергей Сторчак отметил, что основным критерием отнесения институтов к институтам финансирования и развития является отсутствие цели извлечения прибыли. В России оказалось, что почти из сотни институтов развития только треть можно оценить как институты, которые занимаются финансированием проектов, в том числе «зеленых» проектов.

И сейчас важно опереться на эти локальные местные институты развития для того, чтобы, в частности, продвигать национальную таксономию, которая была разработана Минэкономразвития России совместно с ВЭБом, и эти «зеленые» проекты на местах для повышения качества жизни людей.

03 ноября 2024 | Новости
ЕЖЕГОДНЫЕ КЛИМАТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ ООН: ХРОНОЛОГИЯ АМБИЦИЙ, РЕШЕНИЙ И ОЖИДАНИЙ
03 ноября 2024 | Экспертиза
Пётр Бобылев: Угольные компании России должны стать лидерами повестки устойчивого развития
01 ноября 2024 | Новости
Деньги и право голоса: на КС-16 Глобальный Юг и Глобальный Север не договорились о главном
Приходите в телеграм
Авторский канал Светланы Бик
100%_Зелёного
Экспертное мнение и полезные материалы о социально-экологических смыслах и действиях в ESG экономике.
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Доклады_INFRAGREEN | Светлана Бик
«Ежегодные доклады экспертно-аналитической платформы ИНФРАГРИН вносят вклад в повестку устойчивого развития страны, потому что представляют лучшие практики и результаты независимой ESG-аналитики для всех заинтересованных сторон»
Доклады_INFRAGREEN | Платформа ИНФРАГРИН
Доклад ИНФРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024»

Ежегодный доклад «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при поддержке Норникеля, РУСАЛа, КБ «Центр-инвест», города Москвы, ДОМ.РФ, X5 Group, Группы ФИНГО, Агентства стратегических инициатив и «Деловые Решения и Технологии». В докладе ИНРАГРИН «Устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2024» опубликовано более 20 интервью и статей, а также расширенные ESG-профили топ-лидеров повестки устойчивого развития среди субъектов РФ по версии ИНФРАГРИН. 

ИНФРАГРИН обрабатывает cookies, чтобы улучшить работу сайта. Более подробную информацию об использовании cookies можно найти здесь.

Если вы хотите запретить обработку файлов cookie, отключите cookie в настройках вашего браузера.

Нажимая «Принять», вы подтверждаете, что проинформированы об использовании файлов cookies ИНФРАГРИН, согласны с условиями Пользовательского соглашения и Политикой конфиденциальности и обработки персональных данных.