Надежда Михайлова: Исследование систем обращения с отходами на службе экологической трансформации отрасли

Надежда Михайлова: Исследование систем обращения с отходами на службе экологической трансформации отрасли

21 июля 2022 | Обращение с отходами

Беспрецедентное санкционное давление извне становится серьезнейшим вызовом для экологической повестки в России. Возможности привлечения «зелёных» инвестиций ограничиваются – как из-за отказа механизмов международного финансирования, так и ввиду смещения общеэкономических приоритетов. Для отрасли обращения с отходами, в принципе не отличающейся высокой маржинальностью, это особенно серьезный вызов. О подходах к экологической трансформации отрасли, эффективных в сложившейся ситуации, рассказывает советник ректора, руководитель научного направления Научно-технологического университета «Сириус» Надежда Михайлова.

ТРУДНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТРАСЛИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Хотя разрыв между целями низкоуглеродного развития и возможностями его финансирования нарастает, необходимость экологической трансформации российской экономики сохраняется.  Среди процессов, останавливать которые недопустимо – построение отрасли обращения с отходами и формирование экономики замкнутого цикла. Количество ежегодно образующихся твердых коммунальных отходов (ТКО) достигло 60 миллионов тонн, суммарная площадь свалок превысила 4 миллиона гектар. В нулевом сценарии, при котором отходы захораниваются без переработки, на каждую тонну ТКО образуется порядка 60 м3 свалочного газа и 1,3 м3 токсичного фильтрата, а суммарно отходы генерируют 4-6% всех выбросов парниковых газов страны, практически не отставая по углеродным выбросам от металлургии[1].

При этом экологическая трансформация отрасли сопряжена с определенными трудностями. Обращение с ТКО, как любая деятельность, лежащая в плоскости реализации «зелёных» проектов, имеет высокий риск сформировать неадекватный углеродный след: отрасль может строиться только в условиях государственной поддержки и тарифного регулирования, соответственно, эффективность её не регулируется естественным рыночным путем.

Ряд ошибок, допущенных при создании систем обращения с ТКО, уже заявил о себе. Самые современные технологии не обеспечивают эффективность системы в целом, так как их преимущества используются некорректно и не в полной мере. Как ни парадоксально, определенную угрозу по отношению к задачам ресурсосбережения несёт даже совершенно благая национальная цель – направить на сортировку 100% отходов к 2030 году. В отсутствие методик оценки ресурсной эффективности эта цель создаёт предпосылки к строительству объектов «для отчетности». Именно такой процесс происходит в регионах, где для минимизации капитальных затрат создаются маломощные сортировки с фактическим извлечением вторсырья в количестве 3-4%. Не исключено, что эффект ресурсосбережения для этих объектов может оказаться даже отрицательным.

Способность справочников наилучших доступных технологий помочь в принятии решений ограничена, так как содержащаяся в них информация о технологиях не систематизирована по возможным случаям применения и технической состоятельности.

Анализ углеродной, экологической, технической эффективности проектов и территориальных схем обращения с отходами не проводится. Типичные ошибки не вскрываются, соответственно продолжают тиражироваться. Усиленные малым отечественным опытом, эти ошибки грозят вылиться в массированный «гринвошинг», поддерживаемый на уровне государства.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ОТРАСЛИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Политико-экономическая ситуация, заставляющая переосмысливать пределы возможной государственной поддержки, создает дополнительный стимул для обновления системы принятия решений. Уместно говорить про новый, более ответственный подход к реализации «зелёных» инициатив. В первую очередь должны реализовываться те мероприятия, в результате которых ожидается получить конкретный измеримый результат (экологический и ресурсосберегающий эффект). Экологический эффект должен быть предсказуем и соотнесён с вложениями, непродуктивные затраты должны быть исключены.

Исследование технологий и систем обращения с отходами с точки зрения технико- экономической, природоохранной, климатической, ресурсной эффективности во взаимосвязи этих аспектов должно стать неотъемлемым элементом механизма принятия решений по развитию отрасли.

ПОТРЕБНОСТЬ В УГЛЕРОДНЫХ МОДЕЛЯХ ДЛЯ ОЦЕНКИ СИСТЕМ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Готовых методик и моделей, позволяющих оценить целесообразность и эффективность комплексных проектов и мер, направленных на смягчение воздействия ТКО на окружающую среду и климат, сегодня не существует. Для климатических оценок могут привлекаться международные методики, из которых наиболее релевантны «Руководящие принципы национальных инвентаризаций парниковых газов» МГЭИК (назовем их «методики МГЭИК»), элементы которых включены в руководящие документы Минприроды. Однако следует понимать, что методики МГЭИК сами по себе не могут и не призваны выполнять данную роль. Они предназначены для оценки национальных выбросов и содержать усредненные факторы эмиссий для базовых процессов (образование свалочного газа, компостирование, анаэробное сбраживание, сжигание, газификация). В конкретной оцениваемой системе массовый баланс и полнота протекания процессов зависят от технологических решений, в свою очередь, влияя на потоки биогенного и абиогенного углерода. При текущих тенденциях локализации технологий в России связанная с этим фактором ошибка становится системной. Здесь открывается широкое поле для научных исследований, в т. ч., натурных.

Для оценки результирующего воздействия на климат перечисленные процессы не только должны быть адекватно описаны, их требуется соединить друг с другом и с сопряженными процессами с помощью модельного комплекса, описывающего полный цикл обращения с ТКО с учетом всех потоков вещества и энергии в сложной системе.

Моделирование выбросов (и поглощений) парниковых газов, основанное на принципах оценки жизненного цикла, поможет:

  • выполнять сравнительную оценку сценариев, проектов, мероприятий с учетом климатической результативности вложений;
  • при условии учета косвенных выбросов парниковых газов по scope 2, scope 3 – опосредованно делать выводы о ресурсной эффективности сценариев и проектов;
  • выявить факторы, в наибольшей степени влияющие на выбросы парниковых газов, и рекомендовать действенные мероприятия по их снижению при оптимальном соотношении затраты/эффективность.

Уточненные модели процессов, кроме того, могут быть положены в основу национальных отраслевых руководств по разработке климатических проектов и формированию климатической отчетности.

Для оценки общеэкологической эффективности сценариев обращения с ТКО также могут быть разработаны соответствующие модельные комплексы. Эта задача, хоть и значительно более сложная, нежели оценка лишь по парниковым газам, тем не менее, может и должна быть решена[2] Это обеспечит проведение комплексной оценки, учитывающей различные аспекты воздействия на окружающую среду, включая ресурсоэффективность и использование земель.

Возможность выполнить такую оценку позволит формировать решения, характеризующиеся максимальным природоохранным эффектом на единицу финансовых вложений, позволит избежать неоправданных затрат сырья, материалов, энергии.

Описанный подход к оценке природоохранных разработок, «зелёных» и адаптационных проектов в условиях мобилизационной экономики может быть распространен и на другие отрасли.

Скачать статью в формате PDF можно по ссылке.


[1] Четвертый двухгодичный доклад Российской Федерации об изменении климата. Росгидромет, 2019

[2] Mikhailova N., Yasinskaya A. Comparative evaluation of environmental efficiency of the MSW treatment scenarios for St. Petersburg region with the LCA method // EWT Conference. – 2021. DOI: 10.1088/1755-1315/938/1/012018

12 апреля 2024 | Новости
Руководство для своевременной адаптации к изменениям климата
17 марта 2024 | Новости
Устойчивое развитие: альтернативный подход и краткосрочные решения
09 марта 2024 | Новости
Озеленение городов, как драйверов устойчивого развития
Приходите в телеграм
Авторский канал Светланы Бик
100%_Зелёного
Экспертное мнение и полезные материалы о социально-экологических смыслах и действиях в ESG экономике.
Присоединяйтесь к INFRAGREEN
Уважаемые коллеги, друзья и партнёры! Платформа INFRAGREEN — это экспертно-аналитическая и коммуникационная платформа, на которой эксперты и практики в области устойчивого развития и зелёных финансов России объединяются для совместных действий: продвижения практик ответственного инвестирования, обмена опытом, выявления барьеров по формированию в любой сфере.
Присоединяйтесь в любой удобной для Вас форме!
Инфраструктура | Денис Буцаев
«От захоронения мы, я надеюсь, через какое-то время откажемся полностью, но для этого надо всей экономике совершить качественный переход: от линейной — к экономике замкнутого цикла»
Зеленые финансы | Платформа ИНФРАГРИН
Ежегодный доклад «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24»

Ежегодный доклад «ESG, декарбонизация и зелёные финансы России 2023/24» подготовлен Экспертно-аналитической платформой «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» www.infragreen.ru при поддержке Розничной сети «Магнит», Газпромбанка, Российского экологического оператора, Промсвязьбанка, Группы «Дело», МЕТАЛЛОИНВЕСТА, РСПП, Института экологии РУДН им. Патриса Лумумбы, Делового Центра экономического развития СНГ, АИК и Всероссийский музей декоративного искусства.  Учредителем Платформы ИНФРАГРИН является ООО «Экспертное агентство «Открытые коммуникации» www.open-communication.ru.