Александр Шушкевич, кандидат экономических наук, доцент, заведующий отделом природопользования и развития зелёной экономики ГНУ «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь»
Опыт Республики Беларусь может представлять интерес в свете задач, поставленных в Российской Федерации, по формированию экономики замкнутого цикла.
Принимая во внимание углубление интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза и формирование единого экономического пространства Союзного государства, в дальнейшем неизбежно встаёт вопрос выработки и проведения согласованной политики в области перехода к циркулярной экономике в увязке с целями сотрудничества России и Беларуси в области промышленной кооперации, импортозамещения, обеспечения технологической независимости и экономической безопасности. Выполнение данной задачи предстоит обеспечить в ближайшей перспективе на основе широкого вовлечения заинтересованных сторон при научной и методической поддержке со стороны экспертного сообщества Российской Федерации и Республики Беларусь.
Государственная политика в сфере развития циркулярной экономики. Беларусь не стоит в стороне от глобального тренда перехода к циркулярной экономике. Экономика замкнутого цикла является одним из приоритетов долгосрочного устойчивого развития Республики Беларусь.
Целевые ориентиры и приоритеты развития циркулярной экономики в стране обозначены в ряде важнейших программных и стратегических документов — Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2040 года, Национальной стратегии развития экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) Республики Беларусь на период до 2035 года, Стратегии по обращению с отходами производства и потребления в Республике Беларусь, Национальном плане действий по развитию «зелёной» экономики в Республике Беларусь на 2021–2025 годы, Плане мероприятий, направленных на поэтапное снижение использования полимерной упаковки с её замещением на экологически безопасную упаковку, и др.
В качестве главной стратегической цели развития циркулярной экономики в Беларуси определено обеспечение перехода к рациональным моделям производства и потребления, максимальное вовлечение образующихся отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья (Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2040 года).
Прогресс в её достижении измеряется показателями, характеризующими энерго- и водоёмкость национальной экономики, интенсивность образования отходов, уровень их использования и др. (Таблица 1).

Национальной стратегией развития экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) Республики Беларусь на период до 2035 года, принятой в мае 2024 года, определены пять приоритетных направлений развития циркулярной экономики в стране: экодизайн, ресурсоэффективное производство, промышленный симбиоз, сфера упаковки и шеринговая экономика. Инструментарий их реализации, используемый в настоящее время и в перспективе, представлен в Таблице 2.

В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040 года, одобренной Правительством в начале 2025 года, отмечен ряд дополнительных задач, призванных ускорить всесторонний переход к экономике замкнутого цикла:
- расширить применение и повысить эффективность использования вторичных материальных ресурсов в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве;
- сократить объёмы образования и повысить уровень рециклинга пищевых отходов, отходов упаковки из пластмасс, отходов электрического и электронного оборудования;
- создать безотходные и малоотходные производства с замкнутым циклом на принципах концепции «ноль отходов»;
- обеспечить ускоренное развитие секторов экономики замкнутого цикла - сферы сбора и переработки отходов, ремонта машин, оборудования и предметов личного потребления, торговли подержанными товарами и отходами, аренды, проката, лизинга товаров и др.;
- увеличить выпуск и потребление ресурсосберегающей и экологически безопасной (перерабатываемой) продукции, включая производство биоразлагаемых упаковочных материалов и упаковки на их основе;
- сформировать новые организационные бизнес-модели и структуры с целью более эффективного использования имеющихся ресурсов (активов) и побочных продуктов производства (экопромышленные парки, сети промышленного симбиоза, шеринговые платформы).
Указанные задачи должны найти отражение и дальнейшее раскрытие в государственных, отраслевых и региональных программах социально-экономического развития, разрабатываемых в настоящее время на очередной плановый период 2026–2030 годы.
Так, Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2025–2029 годы, принятой в мае текущего года, поставлены задачи по повышению уровня энергоэффективности экономики, увеличению глубины переработки местных сырьевых ресурсов, сокращению объёмов образования отходов за счёт перехода к рациональным моделям потребления и производства, расширению сферы применения вторичных материальных ресурсов и др.
Межведомственная рабочая группа по вопросам развития экономики замкнутого цикла. Для планомерной реализации государственной политики в сфере формирования экономики замкнутого цикла важное значение имеет выстраивание эффективного взаимодействия органов госуправления, местных исполнительных и распорядительных органов, субъектов хозяйствования и общественности.
Для данных целей в августе 2024 года совместным постановлением Минприроды и Минэкономики была создана межведомственная рабочая группа по вопросам развития экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) в Республике Беларусь. Обеспечение деятельности межведомственной рабочей группы осуществляет Минприроды.
Основными функциями межведомственной рабочей группы являются:
- подготовка предложений и рекомендаций по результатам ежегодного мониторинга реализации Национальной стратегии;
- рассмотрение хода реализации Национальной стратегии с учётом специфики отраслей, а также имеющихся проблемных вопросов;
- определение наиболее уязвимых направлений и выработка предложений о необходимости внедрения тех или иных мер по обеспечению циркулярной трансформации экономики;
- подготовка предложений и рекомендаций ответственным исполнителям для принятия решений по организации дополнительных мероприятий, направленных на достижение ожидаемых результатов Национальной стратегии.
В качестве первых практических шагов работы рабочей группы на 2025 года были рекомендованы:
- республиканским и отраслевым органам государственного управления определить пилотные секторы (кластеры) для продвижения принципов экономики замкнутого цикла, ресурсоэффективного производства, а также промышленного симбиоза;
- провести анкетирование предприятий пилотной территории (отрасли) в целях определения текущего уровня ресурсоэффективности производственной деятельности, оценки потенциала ресурсосбережения, выявления возможностей для создания замкнутых производственных циклов и промышленного симбиоза;
- организовать проведение информационно-консультационных мероприятий для предприятий пилотной территории в целях ознакомления с принципами экономики замкнутого цикла, обсуждения перспектив реализации возможных проектов в сфере циркулярной экономики.
Планирование перехода к экономике замкнутого цикла на региональном уровне. Следующим важнейшим шагом для формирования институциональных условий для развития в республике экономики замкнутого цикла должно стать выстраивание комплексной политики на отраслевом и региональном уровне, всесторонняя имплементация принципов и задач циркулярной экономики в систему регулирования, выстроенную на мезоуровне.
В связи с этим представляет интерес опыт подготовки модельной Программы развития циркулярной экономики Брестской области на 2021–2025 годы, призванной выступить концептуальным ориентиром для разработки соответствующих программ для других регионов Республики Беларусь1.
Приоритеты развития циркулярной экономики в Брестской области были определены на основании SWOT-анализа текущей экономической ситуации, углублённого исследования возможностей циркулярной трансформации предприятий2, оценки потенциала перехода к экономике замкнутого цикла на базе изучения материальных потоков в экономике региона и др.
Исходя из отраслевой структуры регионального производства и релевантности принципов циркулярной экономики для того или иного сектора в качестве приоритетных направлений развития экономики замкнутого цикла в Брестской области были определены:
- увеличение выпуска и потребления экологически безопасной (перерабатываемой) упаковки;
- более полное использование образующихся отходов пластмасс и текстильных изделий в производственных процессах;
- расширение сервисной деятельности (проектирование под индивидуальные нужды и предпочтения («кастомизация», модернизация, ремонт и техническое обслуживание, аренда, лизинг и т. д.) в сфере производства электрооборудования и машиностроении и др.
Для оценки прогресса в формировании экономики замкнутого цикла в Брестской области используется следующий перечень показателей (Таблица 3), в основу которого была положена рамочная система мониторинга развития экономики замкнутого цикла в Европейском союзе5.

Основными направлениями реализации региональной политики по развитию экономики замкнутого цикла в Брестской области были определены:
- привлечение финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов по развитию циркулярной экономики;
- внедрение рыночных и экономических инструментов стимулирования предприятий к внедрению принципов циркулярной экономики;
- информирование предприятий о передовой зарубежной и отечественной бизнес-практике, основанной на принципах циркулярной экономики;
- профессиональное образование и подготовка кадров в целях перехода к циркулярной экономике;
- внедрение технологических, продуктовых, организационно-управленческих и маркетинговых инноваций в организациях промышленности и сферы услуг и др.
В комплекс первоочередных мер по развитию циркулярной экономики в Брестской области в 2021–2025 годах вошли 56 мероприятий, сгруппированных по 4 ключевым направлениям (экодизайн, ресурсоэффективное и более чистое производство, бизнес-модели циркулярной экономики, промышленный симбиоз) и 7 секторам (промышленность, строительство, транспорт, торговля и общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, сельское и лесное хозяйство).
В силу институциональных и законодательных ограничений, большая часть из предложенных мероприятий носят информационный и организационно-управленческий характер (Таблица 4).

Важное значение в Программе развития циркулярной экономики Брестской области на 2021–2025 годы отводится вопросам финансового обеспечения реализации программы. В соответствующем разделе представлены возможные формы государственной поддержки проектов в сфере формирования экономики замкнутого цикла (финансирование из средств инновационного регионального фонда, льготное кредитование со стороны Банка Развития Республики Беларусь, возмещение процентов по кредитам и др.).
Помимо этого, в модельной программе представлены 29 инвестиционных идей по развитию циркулярной экономики в важнейших секторах экономики Брестской области: сфере промышленности, строительства, транспорта, торговли, сельского и лесного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства (Таблица 5). Указаны их потенциальные исполнители (конкретные организации Брестской области).

Таким образом, Программа развития циркулярной экономики Брестской области на 2021–2025 сформирована на максимально широкой концептуальной основе (принципах 9R), учитывает передовой зарубежный опыт разработки программных документов, направленных на развитие циркулярной экономики, принимает во внимание региональные особенности социально-экономического положения и может служить качественной основой для разработки других региональных программ, призванных ускорить переход к экономике замкнутого цикла на уровне отдельных территорий.
1 Данная программа была разработана в 2020 году НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь в сотрудничестве с другими научными организациями при поддержке международного проекта.
2 В рамках проекта было проведено анкетирование 241 предприятия Брестской области.
3 Circular Economy Monitoring Framework. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/circular-economy/monitoring-framework

Доклад ИНФРАГРИН
"Регионы России: формирование экономики замкнутого цикла и развитие природного потенциала. 2025"
Скачать

