6 марта на платформе Taylor & Francis в открытом доступе опубликована статья голландских исследователей Йенса ван 'т Клоостера и Клаудии Продани «Планетарная финансовая политика и рискификация природы», в которой представлен анализ того, как глобальные финансовые регуляторы переосмысливают свою роль в контексте климатического кризиса и утраты биоразнообразия. Авторы вводят понятие «рискификации природы» — процесса, при котором деградация окружающей среды и политика по её защите концептуализируются как источники измеримых финансовых рисков для компаний и финансовых активов. ИНФРАГРИН публикует краткий обзор опубликованной статьи.
Эволюция пруденциального регулирования
Исследование прослеживает эволюцию подходов Базельского комитета по банковскому надзору (BCBS) от «дефференциальной рискификации» 1990-х годов к более интервенционистским методам регулирования в эпоху Антропоцена. Если ранее регуляторы полагались на банки в разработке методологий оценки рисков, то климатический кризис вынудил их переосмыслить эту модель.
Авторы выделяют три подхода к планетарной финансовой политике:
- Дефференциальная рискификация: регуляторы полагаются на банки в оценке вероятности потерь от климатических рисков
- Регулирование, ориентированное на согласованность: регуляторы требуют от финансовых учреждений согласовать свои бизнес-модели с вероятными сценариями перехода к устойчивой экономике
- Политика прямого кредитного руководства: прямое вмешательство государства в распределение капитала в соответствии с климатической и экологической политикой.

Дефференциальная рискификация
Суть подхода: Количественная оценка климатических и экологических рисков через вероятностные модели, основанная на принципе невмешательства регуляторов в методологию оценки рисков.
Ключевые характеристики:
→ Регуляторы используют стресс-тесты для документирования климатических и экологических рисков для финансовой системы в целом
→ От финансовых институтов и сторонних поставщиков ожидается разработка собственных методов измерения вероятности потерь
→ Основанием для вмешательства регуляторов становится ситуация, когда банк подвергается настолько высокому риску потерь, что не может их покрыть нормативным капиталом
→ Используются существующие пруденциальные инструменты (нормативные веса риска, риск-ориентированный надзор, раскрытие информации о рисках)
Ограничения:
→ Временной горизонт климатических рисков часто выходит за пределы обычного горизонта планирования банков (2-3 года)
→ Исторические данные малоприменимы для оценки климатических рисков
→ Оценка требует сложного моделирования с многочисленными допущениями о будущем поведении потребителей, политиков и технологическом развитии
Подход, ориентированный на согласованность
Суть подхода: Обеспечение способности финансовых учреждений ориентироваться в вероятных сценариях физических изменений и экологической политики.

Ключевые характеристики:
→ Пруденциальная политика направлена на обеспечение готовности банков к различным сценариям перехода
→ Основанием для вмешательства становится несоответствие операций банка вероятным сценариям физических изменений и экологической политики
→ Используются как детальные необязательные рекомендации, так и обязательные правила для согласования бизнес-модели, корпоративной стратегии и внутреннего управления рисками
→ Фокус на планах перехода к низкоуглеродной экономике как инструменте пруденциальной политики
Подход прямого кредитного руководства ("Большое зеленое государство")
Суть подхода: Прямое вмешательство государства для продвижения конкретного распределения капитала в соответствии с климатической и экологической политикой.
Ключевые характеристики:
→ Основан на принципе "двойной материальности" (учет как финансовых рисков, так и воздействия финансирования на природу)
→ Основанием для вмешательства является оценка климатического и экологического воздействия финансовой системы
→ Использует инструменты прямого кредитного руководства
→ Предполагает комплексное общеэкономическое планирование и наращивание государственной способности дисциплинировать частный капитал
Отличие от других подходов:
→ В отличие от подхода, ориентированного на согласованность, который остается в рамках пруденциальной парадигмы, этот подход открыто преследует климатические и экологические цели
→ Не ограничивается предотвращением чрезмерного принятия рисков, а активно направляет финансовые потоки в соответствии с экологической политикой

Асимметрия в оценке рисков: климатические изменения vs. утрата биоразнообразия
Одним из наиболее важных аспектов исследования ван 'т Клоостера и Продани является детальный анализ фундаментальной асимметрии между возможностями количественной оценки климатических рисков и рисков, связанных с утратой биоразнообразия. Эта асимметрия имеет глубокие исторические, методологические и онтологические корни.
Рискификация климатических изменений: относительный успех
Начиная с 1960-х годов климат стал концептуализироваться как взаимосвязанная глобальная система. Развитие возможностей научного мониторинга планеты и компьютерного моделирования создали основу для глобального понимания климата. Локальные и региональные концепции климата уступили место глобальным представлениям.
Ключевые факторы успеха:
- Физические свойства: Молекула CO₂ улавливает одинаковое количество тепла независимо от места выброса
- Стандартизация метрик: Разработаны единицы измерения CO₂-эквивалента, позволяющие представить комбинированный потенциал глобального потепления разных парниковых газов
- Глобальные последствия: Эффекты концептуализированы с точки зрения глобальной средней температуры
- Экономическая интеграция: Углеродный налог на кило CO₂-эквивалента легко включается в существующие экономические модели
Методологии оценки. Двухэтапный процесс, где сначала разрабатываются макросценарии на основе моделей МГЭИК, NGFS и МЭА. Затем эти сценарии транслируются на микроуровень отдельных банков и компаний. Оценка включает ретроспективный компонент (профиль выбросов фирмы) и перспективный компонент (сценарный анализ). Цена углерода служит простым показателем серьезности перехода для конкретных фирм.
Рискификация утраты биоразнообразия: существенные проблемы
Первые попытки глобальной и количественной оценки утраты биоразнообразия датируются лишь концом 1980-х годов. Первая глобальная оценка биоразнообразия со значительным компонентом моделирования проведена только в 2005 году. Даже Глобальный доклад по биоразнообразию и экосистемным услугам 2019 года практически не оперирует понятиями "глобальное биоразнообразие" или "глобальная утрата биоразнообразия".
Онтологические и эпистемологические препятствия:
- Всеобъемлющий характер: Биоразнообразие охватывает множество уровней биологической иерархии — гены, популяции, виды, сообщества и экосистемы, а также взаимодействия между уровнями
- Отсутствие универсальной метрики: Несмотря на поиски "CO₂-эквивалента биоразнообразия", специалисты предостерегают от использования единого показателя
- Локальная специфика: Риски, связанные с биоразнообразием, имеют большую географическую гетерогенность по сравнению с климатическими рисками
- Ограниченные модели: Экосистемные услуги представлены в моделях ограниченно и непоследовательно
Практические вызовы для финансовой оценки:
→ Отсутствие общепринятых сценариев для анализа рисков биоразнообразия
→ Невозможность учета незаменимости природного капитала в большинстве экономических моделей
→ Неспособность моделей адекватно учитывать переломные моменты в экосистемах
→ Неприменимость вычислимых моделей общего равновесия для оценки краткосрочных воздействий утраты природы
Последствия для финансовой политики
Асимметрия в оценке рисков имеет прямые последствия для выбора и эффективности финансовой политики:
- Селективная рискификация: Регуляторы добились большего прогресса в применении подхода рискификации к климатическим переходным рискам, чем к более широкому спектру экологических рисков
- Стимул к альтернативным подходам: Трудности рискификации биоразнообразия усиливают аргументы в пользу подхода, ориентированного на согласованность, который меньше зависит от точной количественной оценки
- Географическая дифференциация: Локальная природа многих экологических рисков подчеркивает необходимость адаптации глобальных принципов к местным условиям
- Междисциплинарное сотрудничество: Преодоление асимметрии требует более тесного сотрудничества между финансовыми регуляторами, экологами и другими учеными
Авторы приходят к выводу, что по мере того, как финансовая политика становится все более планетарной, выходя за рамки климатических рисков, проект рискификации природы столкнется с нарастающими проблемами, которые потребуют новых подходов и форм координации.

Выводы для устойчивого развития
Статья демонстрирует, что финансовое регулирование становится важнейшим инструментом реализации целей устойчивого развития. Однако авторы предупреждают, что действительно планетарная финансовая политика должна быть адаптирована к местным условиям и согласована с локальными политиками адаптации и перехода к устойчивой экономике.
Исследование вносит значительный вклад в понимание того, как финансовая система может быть мобилизована для решения экологических проблем, одновременно подчеркивая сложности этого процесса и необходимость новых форм координации между финансовыми регуляторами, экологическими ведомствами и демократическими институтами.
Полный текст статьи «Планетарная финансовая политика и рискификация природы» доступен по ссылке.
Photo by Susan Wilkinson / Unsplash