23 мая Росприроднадзор выпустил Доклад о своей деятельности в 2024 году, в котором содержится обширная информация о состоянии природоохранной сферы в Российской Федерации по различным направлениям. ИНФРАГРИН с интересом изучил данные Доклада, а также других источников по наиболее острой проблеме – получении комплексных экологических разрешений компаниями, деятельность которых оказывает существенное негативное воздействие на окружающую среду.
Что такое КЭР и зачем он нужен
Комплексное экологическое разрешение представляет собой официальный документ, выдаваемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Этот документ содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды.
Введение института КЭР было закреплено в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», однако активная фаза реализации этого механизма началась значительно позже. Ключевым этапом стало принятие 21 июля 2014 года федерального закона о КЭР, который ознаменовал переход к новой системе экологического регулирования. Такая система основана на концепции наилучших доступных технологий (НДТ), предполагающей внедрение современных экологически эффективных решений для минимизации негативного воздействия на природу.
КЭР для объектов I и II категорий заменил собой ранее существовавшие разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ. Первоочередному получению КЭР подлежат 287 объектов из специального перечня — это крупнейшие загрязнители, вклад которых в суммарные выбросы и сбросы в России составляет не менее 60%. Кроме того, этот документ включает в себя нормативы образования отходов и данные по лимитам на их размещение, выдаваемые Росприроднадзором. Таким образом, КЭР объединил в себе несколько разрешительных документов, что соответствует международной практике комплексного подхода к экологическому регулированию.

Динамика роста и региональные контрасты
За три года действия системы наблюдается рост числа выданных разрешений. Если в 2022 году было выдано всего 61 КЭР, то в 2023 году — уже 295, а в 2024 году этот показатель вырос до 2245 разрешений. Однако темпы роста пока недостаточны для полного охвата всех обязательных объектов.
В Российской Федерации, по данным доклада Росприроднадзора, зарегистрировано свыше 5,2 тыс объектов I категории, из них КЭР получили немногим меньше половины.
Региональная картина выдачи КЭР крайне неоднородна. Лидерами по процентному охвату стали нефтегазовые регионы:
– Ямало-Ненецкий автономный округ (93%),
– Ненецкий автономный округ (91%),
– Ханты-Мансийский округ (86%).
Высокие показатели также демонстрируют Самарская область (86%) и Кемеровская область-Кузбасс (78%).
Крайне низкие показатели демонстрируют Брянская область (9%), Республика Калмыкия и Республика Крым (по 7%). В то же время ряд регионов показывает нулевые результаты. Так, ни одного КЭР не получили предприятия Калининградской области, Республик Алтай, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия-Алания и города Севастополь.
Препятствия на пути к получению разрешения
По данным Росприроднадзора, в 2024 году из 7040 поданных заявок было отклонено 1362, еще 2523 заявки отказались принимать к рассмотрению, а 349 заявок были отозваны самими предпринимателями.
Основными причинами отказов стали нарушение временных рамок устранения замечаний (30 рабочих дней, но не более 45 календарных) и неспособность предприятия устранить замечания заинтересованных ведомств — Минпромторга, Росприроднадзора и Росрыболовства.
В настоящее время процедура получения КЭР полностью переведена в электронный формат через государственную информационную систему «Промышленность», что должно упростить процесс, но на практике предприятия отмечают дополнительные технические барьеры.
Организационно-технические трудности. Одной из главных проблем является техническая сложность процесса подготовки документации и взаимодействия с государственными информационными системами. Предприятия сталкиваются с нестабильным функционированием ГИС «Промышленность» после внесения в нее обновлений, что осложняет работу по подаче заявок и получению разрешений. Кроме того, возникновение даже незначительных замечаний к оформленным заявкам приводит к отказу и необходимости повторного согласования, что существенно увеличивает время получения разрешения.
Специфические отраслевые проблемы. Наибольшие проблемы с получением КЭР возникли у старых промышленных предприятий, которые планировали строить новые мощности на основе иностранных технологий, ставших недоступными после 2022 года.
Еще одной проблемой является отсутствие четких правил соответствия данных непрерывного мониторинга сбросов и выбросов установленным нормативам. Предприятия опасаются, что каждый случай превышения ПДК будет рассматриваться как нарушение условий КЭР, что может привести к серьезным штрафам.

Последствия отсутствия КЭР и выгоды после его получения
Экономические последствия для бизнеса. С начала 2025 года для предприятий, не получивших КЭР, вступили в силу серьезные экономические санкции. Согласно п. 5 ст. 16.3 закона об охране окружающей среды, при расчете платы за выбросы в воздух они должны применять повышающий коэффициент 100, а за размещение отходов —25.
Повышение коэффициентов приводит к многократному увеличению платежей предприятий за негативное воздействие на окружающую среду. По оценкам экспертов, предприятие, ранее платившее за выбросы в воздух 1,5 млн руб. в год, теперь без КЭР будет платить около 150 млн руб. Такое увеличение платежей создает серьезную финансовую нагрузку на бизнес и может привести к убыточности некоторых предприятий.
Помимо увеличения платежей, за отсутствие КЭР предусмотрены административные наказания в виде штрафов и возможной приостановки деятельности предприятия на срок до трех месяцев. При этом оплата штрафа не освобождает предприятие от обязанности получения разрешения.
Выгоды от получения КЭР. Несмотря на сложности и затраты, связанные с получением КЭР, этот процесс имеет и положительные стороны для бизнеса. После внедрения необходимых инноваций и проведения модернизации платежи предприятий за негативное воздействие на окружающую среду снижаются в среднем на четверть.
Наличие разрешения также уменьшает количество претензий, проверок и штрафов со стороны Росприроднадзора, что создает более стабильные условия для устойчивого развития предприятия. Для компаний, нацеленных на международный рынок, соответствие экологическим требованиям является важным конкурентным преимуществом и дополнительным плюсом при поиске инвесторов и деловых партнеров.

С поддержкой Минприроды
Понимая масштаб проблемы, Минприроды России организовало специальный штаб для координации процесса получения КЭР. В работе штаба участвуют отраслевые министерства, региональные власти и представители бизнеса. Штаб работает над формированием единого графика подачи заявок и решением системных вопросов.
Росприроднадзор дважды в месяц предоставляет актуальную информацию о ходе выдачи разрешений, ведет сводные данные и прорабатывает индивидуальные проблемы предприятий.
Несмотря на формальное истечение переходного периода 31 декабря 2024 года, процесс получения КЭР продолжается.
Материал подготовлен с использованием информации, содержащейся в Докладе о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в 2024 году.