Строительство комплекса по переработке отходов «Новоселки» в Санкт-Петербурге, о котором в ноябре написали все деловые СМИ, обеспечено связкой из трех зеленых финансовых инструментов. В сделке участвуют федеральный институт развития, региональный оператор в сфере ТКО, крупнейший банк страны и региональный бюджет — и все финансовые инструменты, транспортирующие денежные обязательства, верифицированы по зеленым принципам. ИНФРАГРИН рассказывает об уникальной архитектуре сделки на рынке зеленого финансирования.
Архитектура сделки: три инструмента в одной связке
Финансирование КПО «Новоселки» выстроено по принципу, который участники проекта назвали «3D-структурой». Три измерения — это три связанных финансовых инструмента, работающих на один проект.
Первый уровень — зеленые облигации ППК «Российский экологический оператор» серии 19-КИ на 17,2 млрд рублей. Весь выпуск выкупил Сбербанк.
Второй уровень — льготный зеленый заем, который РЭО предоставляет непосредственному исполнителю проекта, АО «Невский экологический оператор», за счет средств зеленых облигаций. Ставка для заемщика составляет 8–9% годовых — почти втрое ниже рыночных значений благодаря субсидированию купонного дохода.
Третий уровень — корпоративные зеленые облигации самого НЭО серии 02 объемом 4,168 млрд рублей. Правительство Санкт-Петербурга в ноябре 2025 года выкупило бумаги на 2,6 млрд рублей, еще около 1,5 млрд запланировано к приобретению в 2026 году.

Верификация: внешняя и внутренняя
Каждый элемент конструкции прошел проверку на соответствие принципам зеленого финансирования.
Оба выпуска облигаций — РЭО и НЭО — верифицированы рейтинговым агентством «Эксперт РА». Агентство подтвердило их соответствие международным принципам зеленых облигаций (GBP ICMA) и национальным критериям, установленным Постановлением Правительства РФ № 1587. В рамках этих процедур сам проект «Новоселки» также получил подтверждение статуса зеленого.
Заем между РЭО и НЭО прошел отдельную внутреннюю верификацию по методологии РЭО, утвержденной в 2025 году. Решение о финансировании принималось с учетом рекомендаций Экспертного совета по устойчивому развитию РЭО, в состав которого входят представители крупных компаний и независимые эксперты.
Такая многослойная система — два внешних заключения плюс внутренняя проверка — создает высокий уровень прозрачности для всех участников сделки.
Регион как инвестор, а не донор
Участие Правительства Санкт-Петербурга в этой схеме принципиально отличается от традиционной бюджетной поддержки. Город не выделил субсидию, а приобрел ценные бумаги — и эта разница имеет существенное значение.
Субсидия — безвозвратный расход бюджета. Облигация — финансовый актив, который предполагает возврат номинала при погашении и выплату купонного дохода в течение срока обращения.
Кроме того, эмитент облигаций связан жесткими требованиями законодательства о рынке ценных бумаг. Невыплата купона или непогашение номинала означает технический дефолт со всеми вытекающими последствиями.
Наконец, как публичный эмитент, НЭО обязан раскрывать информацию по стандартам биржи и Банка России, что делает проект прозрачным для рынка и общественности. А как заемщик у ППК РЭО он обязан соответствовать отраслевому Стандарту социально-экологических приоритетов в управлении (приложение к Политике зеленого финансирования ППК РЭО), а также ежегодной отчетности предоставлять "показатели" ЭКГ-рейтинга.
Зачем нужен КПО «Новоселки»
Комплекс в поселке Левашово станет одним из ключевых объектов в системе обращения с ТКО в Санкт-Петербурге. Проектная мощность — 600 тысяч тонн отходов в год, что покрывает до трети потребности города. Запуск запланирован на 2027 год.
Проект предполагает полный цикл глубокой сортировки и переработки: извлечение полезных фракций для вторичного использования, компостирование органики для получения техногрунта, производство RDF-топлива. Это позволит сократить объем отходов, отправляемых на захоронение.
Ситуация с мощностями в регионе напряженная. С 1 января 2026 года прекращает работу полигон «Новый Свет — Эко», полигон «Экоплант» уже закрыт. По оценкам НЭО, остаточной вместимости действующих объектов в Ленинградской области хватит максимум на два года без создания новой инфраструктуры. Ежегодно Петербург производит около 1,7 млн тонн отходов.

Впереди апробация стимулов
Сделка по финансированию КПО «Новоселки» становится не только прецедентом "3D-финансирования", но и одной из первых площадок для апробации новейших регуляторных стимулов Банка России, введенных в 2025 году.
В октябре 2025 года Правительство РФ своим постановлением выделило в национальной таксономии категорию приоритетных направлений зеленых проектов. К ним, в частности, относится «Обращение с отходами производства и потребления».
Это решение запустило механизм стимулирующего регулирования Банка России, который ранее применялся только для проектов технологического суверенитета. Теперь он распространяется и на «зеленые» финансы.
Ключевой элемент регулирования — снижение риск-весов для банков при расчете нормативов достаточности капитала.
- Как это работает: Обычно кредит или облигация "взвешиваются" банком со 100% риском, что требует резервирования определенного объема собственного капитала.
- Новация: Для приоритетных зеленых проектов (каким и является «Новоселки») коэффициент риска может быть снижен на 10–50%.
- Эффект: Банк тратит меньше собственного капитала на покрытие того же объема кредита/инвестиций. Это позволяет ему:
- Высвобождать ликвидность.
- Снижать процентные ставки для заемщика (делиться "экономией" капитала).
Эксперты ожидают, что в 2026 году, после «обкатки» механизма на таких проектах, как «Новоселки», рынок увидит снижение ставок по зеленым инструментам.
На церемонии Зеленой премии 2025 благодарность за организацию первого выпуска зеленых облигаций ППК РЭО была вручена Светлане Бик, руководителю платформы ИНФРАГРИН. Учредитель платформы — Экспертное агентство «Открытые коммуникации» — выступило официальным ESG-консультантом сделки.







