В марте 2022 года в Москве под эгидой Делового центра экономического развития содружества независимых государств состоялся Международный экономический форум государств-участников СНГ «Зеленая» повестка в странах СНГ: сотрудничество в развитии», в рамках которого Председатель Экономического совета СНГ, Заместитель Премьер-министра, Министр торговли и интеграции Республики Казахстан Бахыт Султанов рассказал о приоритетах Казахстана по реализации климатической.
Достичь углеродной нейтральности к 2060 году
Для нашей страны борьба с изменением климата является приоритетным направлением, так как уже сегодня мы испытываем последствия, вызванные глобальными изменениями. В ходе Саммита климатических амбиций Казахстан заявил о намерении достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Учитывая, что экономика Казахстана является энергоемкой, это важный шаг для нашей страны. Для достижения этой цели мы разрабатываем Стратегию достижения углеродной нейтральности Казахстана до 2060 года, которая станет ориентиром на пути глубокой декарбонизации экономики и заложит основу для дальнейших действий по достижению цели.
Стратегия нацелена на отражение как экономических, так и социальных преимуществ страны от перехода на низкоуглеродное развитие. Проведен анализ рисков от введения Европейским союзом механизма трансграничного углеродного регулирования и выработаны предложения по минимизации этих рисков, определено концептуальное видение системы углеродного регулирования, разработаны предложения по таким направлениям, как совершенствование системы торговли квотами на выбросы парниковых газов, внедрение механизмов влияния на снижение выбросов парниковых газов неквотируемых субъектов экономики, и другие.
В настоящее время осуществляется проектирование вариантов углеродного рынка, способствующее правильному ценообразованию углеродной единицы. В целом разработка Стратегии направлена на формирование оптимальной целевой структуры энергопотребления в разрезе углеродно-нейтральных источников энергии, установление этапов перехода на низкоуглеродное развитие целевых показателей для каждого этапа и каждой отрасли, оценку возможных издержек для населения и бизнеса, а также выработку предложений по их нивелированию и обеспечение, конечно же, справедливого перехода с учетом одобрения и активной поддержки различных социальных групп и заинтересованных сторон.
Для перехода на низкоуглеродное развитие потребуется порядка $300 млрд инвестиций до 2030 года
В рамках формирования Казахстаном комплексного подхода к обеспечению устойчивого развития особое внимание уделяется тематике ESG. В настоящее время казахстанскими компаниями активно адаптируются ESG-стандарты, внедряется соответствующая отчетность, активно изучаются вопросы, необходимые для внедрения рейтингов ESG, которые позволят инвесторам избежать таких компаний, деятельность которых связана с экологическими, финансовыми и другими рисками.
Климатический пакт Глазго, принятый всеми присутствующими сторонами, представляющими почти 200 стран мира, по итогам 26-й конференции призывает участников Парижского соглашения пересмотреть свои определяемые на национальном уровне вклады к концу 2022 года. В этом году мы актуализируем и определяем, и на национальном уровне вклады будут, будет утверждена соответствующая дорожная карта реализации этого документа до 2025 года. Этот документ будет, в свою очередь, включать в себя секторальные и кросс-секторальные меры сокращения выбросов парниковых газов, а также вопросы адаптации к изменению климата для повышения устойчивости уязвимых секторов экономики и населения к уже наблюдаемым и ожидаемым последствиям изменения климата.
Меры сокращения выбросов парниковых газов в рамках дорожной карты реализации данного документа содержат 44 направления в стоимостном интервале от $30 до $300 за тонну СО2 эквивалента. По расчетам экспертов, для достижения целей Парижского соглашения энергоемкость ВВП Казахстана до 2030 года должна быть снижена почти на 39%, а доля использования угля в структуре производства электроэнергии должна будет снизиться за счет естественного убытия угольных мощностей с текущих 69% до 40%, доля возобновляемых источников энергии должна увеличиваться с 3% до 6% в 2025 году и до 15% до 2030 года.
Мы очень хорошо представляем, что это достаточно амбициозные цели и требуют огромнейших усилий, поэтому сегодняшние разрабатываемые стратегические документы и ряд других документов в системе государственного планирования, национальные проекты государственных органов - все они, конечно же, проходят экспертизу для того, чтобы, с одной стороны, не создавать ненужных ожиданий, с другой стороны – правильно подтягивать имеющиеся либо новые ресурсы. Поэтому уже сейчас очень важно начать эту работу, и, в первую очередь, понятно, у нас схожие условия в экономике по энергоресурсам в части именно угольной энергетики. Во-первых, планируется внедрять на действующих угольных энергетических системах эффективные инновационные технологии по улавливанию парниковых газов. Также нам предстоит принять меры по постепенному сокращению угольной энергетики и переходу к энергетическим системам с низким уровнем выбросов парниковых газов.
Кроме того, необходимы меры в развитии электротранспорта, устойчивого сельского хозяйства и других секторов экономики. По предварительным данным, для обеспечения эффективного перехода на низкоуглеродное развитие потребуется порядка $300 млрд инвестиций до 2030 года. Данная сумма включает необходимость перехода на наилучшие доступные технологии, повышение высокой эффективности и строительство новых объектов возобновляемых источников энергии. Данные показатели еще будут пересматриваться, естественно, они будут пересматриваться в сегодняшних условиях, которые являются очень важным экзогенным фактором, я думаю, что для всех наших стран и для всех систем.
В национальное законодательство были имплементированы нормы по адаптации к изменению климата
Говоря о практических шагах по смягчению последствий изменения климата, хотел бы подчеркнуть важность реализации ряда низкоуглеродных проектов. Деградация земель, засуха, опустынивание, паводки, наводнения и сокращение площадей ледников с прогнозируемым снижением поверхностного водного стока, вызываемых более быстрым, чем в других регионах мира, ростом температуры, требуют срочных и скоординированных действий по вопросам адаптации к изменению климата и смягчению последствий.
Для усиления международного сотрудничества и снижения негативных последствий в наше национальное законодательство были имплементированы нормы по адаптации к изменению климата. Это позволит создать эффективную систему повышения устойчивости к изменению климата на местном уровне. Процесс реализации начнется с проведения полной оценки уязвимости в наиболее важных секторах, чувствительных секторах. На основе результатов этой оценки на национальном и местном уровнях в отраслевых государственных программах появится возможность учитывать климатические риски и разрабатывать необходимые меры адаптации к изменению климата. Одним из природных решений является план по высадке двух миллиардов деревьев до 2025 года. Это приведет к увеличению поглощения парниковых газов и сдерживанию опустынивания в результате изменения климата. И мы очень внимательно изучаем и поддерживаем опыт соседнего Узбекистана, который сегодня активно занимается высадкой саксаула на высвобождающихся площадях от Аральского моря.
Создание углеродного рынка, НДТ и зеленая таксономия
Другой, не менее важной мерой для выполнения заявленной цели является стимулирование углеродного рынка Казахстана. Для этого ведется работа по сближению национальной системы торговли выбросами с европейской в рамках нескольких международных проектов. Это – длительный процесс, по итогам которого мы получим доступ на международный углеродный рынок. В рамках перехода на наилучшие доступные технологии в соответствии с Экологическим кодексом проведен комплексный технологический аудит на 83 предприятиях, проводится работа по разработке справочников по НДТ в горно-металлургической, нефтеперерабатывающей, энергетической, химической и цементной отраслях. Утверждена «зеленая» таксономия для экологической оценки «зеленых» проектов. Механизмы государственной поддержки будут распространяться на проекты, предусмотренные в «зеленой» таксономии и направлены на повышение эффективности использования природных ресурсов, смягчение последствий и адаптацию изменений климата. Реализация вышеуказанных мер направлена на достижение цели 13 на пути к устойчивому развитию. Для обеспечения высокой конкурентоспособности Казахстан стремится придерживаться глобальных мировых трендов, изыскивая необходимые для этого инвестиции.
Информационное агентство ИНФРАГРИН, опубликовано в сокращении по записи выступлений на Международном экономическом форуме государств-участников СНГ «Зеленая» повестка в странах СНГ: сотрудничество в развитии»