Мария Подкопаева — один из ведущих экспертов в области устойчивого развития в российском ритейле, чьи инициативы и подходы формируют новые стандарты экологической и социальной ответственности бизнеса.
Мария окончила МГЮА им. Кутафина, Московский институт банковского дела и получила дополнительное образование – степень MBA в Открытом британском университете.
К команде X5 Мария присоединилась в январе 2020 года в качестве руководителя проектов по устойчивому развитию, а с июня 2021 года она занимает пост директора по устойчивому развитию X5 Group.
До прихода в X5 Group работала в Объединённой промышленной корпорации и Международном промышленном банке. Более 10 лет Мария успешно работает в различных индустриях: ритейл, медиа, государственный и банковский сектор.
Ключевые компетенции: выстраивание системы управления устойчивым развитием в ритейле, систем управления бизнесом и проектами.
Благодаря работе Марии X5 Group стал признанным лидером повестки устойчивого развития в России, получившим высокие оценки рейтинговых агентств (ESG-АA, уровень ESG-4 по версии АКРА, ESG-II(a) и ESG-AA по версии РА Эксперт) и большое количество отраслевых премий и наград («Наш вклад» Национальные приоритеты, Дело в людях, «Визионеры», Форум доноров и пр).
Среди ключевых задач и достижений Марии Подкопаевой:
– Разработка и реализация стратегии в области устойчивого развития X5 Group – крупнейшего российского ритейлера, управляющего торговыми сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Чижик»
– Выстраивание системы управления, учета и нефинансовой отчетности
– Разработка и внедрение собственного инструмента автоматизации нефинансовой отчётности
– Разработка и внедрение Рекомендаций Х5 по устойчивому развитию для поставщиков
– Развитие цифровой доступности сервисов и решений компании
– Подготовка Руководства ESG -трансформации Х5
– Реализация программы инклюзивной трансформации ритейла
В 2025 году под руководством Марии X5 впервые раскрыла нефинансовые показатели в первом квартале одновременно с публикацией годового отчета и финансовых результатов за отчетный период. Отчет по устойчивому развитию был подготовлен в соответствии с требованиями Московской биржи, рекомендациями Минэкономразвития, а также в соответствии со стандартами глобальной инициативы по отчетности (GRI), Совета по стандартам отчётности устойчивого развития (SASB) и в соответствии с рекомендациями TCFD. Нефинансовые данные заверены независимыми аудиторами.
Кроме того, впервые в отчете сделана финансовая оценка вклада Х5 в достижение Национальных целей РФ и финансовая оценка вклада проектов по устойчивому развитию в бизнес-достижения компании.
Мария Подкопаева ведет активную общественную работу на ведущих экспертных и образовательных площадках страны.
Перечень экспертных позиций Марии Подкопаевой:
– Член Наблюдательного совета Национального ESG Альянса
– Член экспертного совета по устойчивому развитию при ТПП России
– Член экспертного совета «Лесной эталон»
– Член рабочей группы ECR по экологии
– Член экспертного совета по устойчивому развитию ППК "Российский экологический оператор"
– Член редакторской группы Стандарта Общественного Капитала Бизнеса АСИ
– Лектор программы магистратуры ВШБ НИУ ВШЭ по ES.
–Соавтор гида по устойчивому развитию Московской биржи
Цитаты из публичных выступлений Марии Подкопаевой:
Про устойчивое развитие:
«Устойчивое развитие для Х5 – это неотъемлемая часть бизнес-процессов. Принципы ESG по-прежнему находятся в числе основных приоритетных направлений деятельности компании. За отчетный период мы выполнили все поставленные задачи и сохранили цели до 2030 года».
Про приоритизацию «зеленых» компаний со стороны потребителей:
«Все больше клиентов осознанно выбирают ритейлеров с экологичной политикой, которые публично рассказывают о проектах в области управления климатическими рисками».
Про нефинансовую отчетность:
«Отрасль устойчивого развития будет расти, и не последнюю роль в этом сыграет взаимодействие бизнеса и государства. Крупнейшие российские компании, в частности X5 Group, работают над этим в рамках Национального альянса ESG, и демонстрация высокого уровня нефинансового раскрытия и его взаимосвязи с финансовыми результатами может стать драйвером для многих российских компаний, а также комплиментарным инструментом оценки для российского инвестиционного сообщества».
Про здоровые отношения покупателей и компании
«Одним из важных направлений популяризации здорового питания мы считаем работу с покупателями. В рамках этого направления мы используем навигационные инструменты в магазинах создаём собственные торговые марки совместно с сообществом нутрициологов и диетологов, а также реализуем образовательные программы».
Про экономику замкнутого цикла и ответственное производство:
«Мы регулярно обновляем рекомендации Х5 по устойчивой упаковке для поставщиков и активно работаем с внедрением перерабатываемой упаковки для собственной торговой марки».
Материал подготовлен на основе публичных источников, заслуживающих доверия.
А также на платформе ИНФРАГРИН...
