8 марта – любимый всеми Международный женский день, когда поток поздравлений переполняет мессенджеры и почтовые ящики как отправителей, так и получателей. Настало время, когда с большой долей вероятности можно предполагать, что электронных открыток и поздравлений стало уже значительно больше, чем бумажных. В деловой переписке стало хорошим тоном предупреждать, что электронная форма писем – это спасенные деревья. ИНФРАГРИН исследует тему экологического следа цифровых коммуникаций и маркетинга, а также возможностей «озеленения» современного информационного ландшафта.
Цифровой мир часто кажется нематериальным, вселенной единиц и нулей, плывущей в эфире. Однако за каждой онлайн-рекламой, кампанией в социальных сетях, маркетинговой инициативой и пиаром стоит энергоемкая инфраструктура, которая вносит значительный вклад в глобальные выбросы углекислого газа. По мере того, как бизнес и потребители становятся все более осведомленными о проблемах устойчивого развития, понимание экологического воздействия цифрового маркетинга и деятельности по связям с общественностью становится необходимым для ответственной деловой практики.
Скрытые экологические последствия цифровой деятельности
Влияние технологий на окружающую среду в значительной степени недооценивается их пользователями, учитывая миниатюрность оборудования и «невидимость» используемых систем. Большинство людей пользуются изящными карманными устройствами или элегантными веб-сайтами, не задумываясь об огромных центрах обработки данных, сетях и потреблении энергии, которые обеспечивают эти возможности.
Центры обработки данных основа интернет-инфраструктуры – в настоящее время ответственны за выбросы углекислого газа в атмосферу больше, чем авиационная промышленность, - на них приходится 2,5-3 % глобальных выбросов. Эта статистика свидетельствует о значительном воздействии на окружающую среду цифровой стороны нашего мира.
Потребность Интернета в энергии обусловлена тремя основными физическими сущностями: а) центрами обработки данных, в которых размещаются веб-сайты и хранятся данные, б) сетями, передающими информацию, и в) устройствами конечных пользователей, такими как смартфоны и компьютеры. Каждый компонент этой экосистемы требует производственных ресурсов, оперативной энергии и в итоге приводит к образованию отходов. Поскольку коммуникации и маркетинг все больше смещаются в сторону электронных каналов, экологические последствия этой деятельности заслуживают более пристального изучения.

Масштабы углеродного следа
Всеобъемлющая оценка углеродного следа цифровой коммуникации еще впереди: слишком долго считалось, что она по определению экологична. Но отдельные сегменты уже имеют статистику: к примеру, на цифровую рекламу приходится около 10-20 % общего энергопотребления интернет-инфраструктуры.
По оценкам представителей бирж цифровой рекламы, развитие рекламы на основе цифровых продуктов значительно увеличило это воздействие, поскольку «каждый день проводятся триллионы аукционов, в ходе которых не подается ни одного объявления». Эти «невидимые» процессы потребляют огромное количество вычислительных ресурсов, даже если они не приводят к реальному размещению объявлений.
По данным рецензируемых исследований, каждый показ цифровой рекламы может произвести до 1,09 грамма CO2. Хотя показатель может казаться незначительным, совокупный эффект становится существенным, если учесть триллионы рекламных показов, которые ежедневно совершаются по всему миру. Типичная рекламная кампания, состоящая из 100-мегабайтного видеофайла и обеспечивающая 100 тыс показов в Великобритании, эквивалентна примерно 5,4 тонны углерода, что соответствует трем полетам в оба конца между Парижем и Нью-Йорком.
Центры обработки данных также требуют постоянного питания для работы и систем охлаждения. В 2021 году только глобальный парк дата-центров Google потреблял около 12,9 млрд литров воды для охлаждения.
Платформы социальных сетей, которые в основном финансируются за счет рекламы, представляют собой еще один значительный сектор, способствующий выбросам углекислого газа в атмосферу. Среднестатистический пользователь социальных сетей, проводящий около 2,5 часов в день на различных платформах, ежедневно производит примерно 165,6 грамма CO2-эквивалента.

Экологический след отчетности по устойчивому развитию
При подготовке отчетности организации задействуют значительные цифровые ресурсы. Процесс включает сбор данных с многочисленных датчиков и систем мониторинга, их передачу, обработку, анализ и хранение. Каждый этап этого процесса связан с определенным энергопотреблением и, следовательно, углеродным следом.
Оценка следа представляет собой относительно новое направление развития корпоративной углеродной отчетности, отражающее постепенный переход бизнеса от реактивного к проактивному управлению климатическими рисками. Однако парадокс заключается в том, что сама деятельность по измерению влияния на окружающую среду создает дополнительную нагрузку на эту же среду.
Цифровизация процессов подготовки нефинансовой отчетности имеет как положительные, так и отрицательные аспекты с точки зрения экологического воздействия. С одной стороны, она способствует оцифровке данных и внедрению электронного документооборота, что сокращает объем бумаги и, соответственно, уменьшает вырубку лесов. С другой стороны, для функционирования цифровой инфраструктуры требуется значительное количество энергии и ресурсов.
И еще не факт, что цифровые форматы будут более щадящими по отношению к природе.

Незамкнутый круг
Энергоэффективная инфраструктура является ключевым элементом устойчивой цифровизации. Внедрение сберегающих устройств в инфраструктуру интернета позволяет сократить потребление энергии, тем самым снижая расход ресурсов на производство электричества и уменьшая выбросы углекислого газа. Использование возобновляемых источников энергии для питания центров обработки данных и другой ИТ-инфраструктуры также способствует снижению углеродного следа операций. Ответственный подход к утилизации и переработке электронных отходов также является способствует «озеленению» электронной сферы.
Публикация подготовлена с использованием материалов Climate Solutions News, PR & Lattes, footsprint, theinvadingsea.
Photo by Markus Spiske / Unsplash