По сообщению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 марта 2025 года, в акваториях Дальнего Востока подняли и ликвидировали 213 затонувших кораблей, которые в разное время были найдены в бухтах Магадана, Сахалина, Камчатки, Чукотки, Хабаровского и Приморского краев и предположительно оказались на морском дне еще в прошлом веке, так как судовладельцы зачастую умышленно топили свои суда, уходя тем самым от ответственности за их списание и ликвидацию. ИНФРАГРИН публикует обзор существующих подходов к утилизации судов для снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Затонувшие суда представляют собой значительную экологическую, навигационную и экономическую проблему в мировых океанах и водных путях. В процессе разложения корабли могут выбрасывать опасные материалы, такие как нефть, топливо и химикаты, которые наносят ущерб морским экосистемам. Затопленные объекты внушительных размеров могут создавать и опасные препятствия на транспортных путях. Современные подходы к решению этой проблемы варьируются от полного удаления и переработки затопленных материалов до их превращения в искусственные рифы, каждый из которых имеет свои экологические последствия. Правовые рамки, регулирующие удаление затонувших судов, в разных странах различны.

Экологические последствия кораблекрушений
Кораблекрушения могут иметь значительные неблагоприятные последствия для морской среды. Физическое воздействие крушения судна может напрямую повредить коралловые рифы и нарушить дальнейший рост этих деликатных экосистем. Поскольку обломки со временем разрушаются, они выделяют вредные металлы и химикаты в окружающие воды, что потенциально наносит ущерб морским сообществам, которые развиваются вокруг них. Морские археологи выражают особую обеспокоенность по поводу воздействия на окружающую среду остатков нефти в останках судов – по оценкам, в затонувших судах по всему миру содержится от 2,5 до 20 млн тонн.
Помимо химического загрязнения, затонувшие или затопленные корабли создают навигационные опасности, которые могут привести к дополнительным морским авариям и связанным с ними экологическим последствиям. Эти риски заставляют компании выбирать альтернативные маршруты, что потенциально увеличивает потребление топлива и выбросы в судоходной отрасли. Когда кораблекрушения происходят вблизи портов или на оживленных транспортных путях, экономические последствия могут быть более существенными, поскольку они влияют не только на состояние окружающей среды, но и на коммерческие операции, которые зависят от безопасной и эффективной морской перевозки. Двойная угроза как здоровью экосистемы, так и безопасности на море делает решение проблемы кораблекрушений приоритетом для прибрежных стран по всему миру.
Методы утилизации и ликвидации судов
Разборка, снос или демонтаж кораблей, отслуживших свой срок, являются одними из наиболее распространенных способов утилизации судов. Этот процесс включает разборку сооружения для извлечения деталей для повторного использования или получения сырья, в частности металлолома. Срок службы современных кораблей обычно составляет 25-30 лет, прежде чем коррозия и нехватка деталей сделают их эксплуатацию нерентабельной.
Для судов, которые уже затонули, морские спасательные операции представляют собой основные формы ликвидации последствий. Они включают спасение и подъем кораблей, грузов и других ценных активов, которые повреждены. Сложность варьируется от простых задач, таких как буксировка севшего на мель судна, до сложных проектов, включающих удаление опасных материалов с затонувших сооружений. Профессиональные команды должны идентифицировать и безопасно удалять опасные химикаты, чтобы предотвратить их распространение в морских экосистемах.

Правовые и нормативные рамки
Примером соглашения, регламентирующего устойчивую переработку затопленных кораблей, является Найробийская международная конвенция, принятая в 2007 году на специальной Международной конференции. Этот документ устанавливает правила для быстрого и эффективного удаления затонувших судов, которые могут представлять опасность для водного сообщения или морской среды.
В 2013 году Европейский союз ввел соответствующий Регламент, направленный на предотвращение, сокращение и минимизацию несчастных случаев, травм и других негативных последствий для здоровья человека и окружающей среды во время процесса переработки и уничтожения затонувших сооружений. Документ устанавливает требования к устройству кораблей, ограничивает использование опасных материалов, содержит список одобренных предприятий по утилизации и обязывает вести инвентаризацию опасных химикатов на борту.
Концепция искусственных рифов
Наряду с подходом о необходимости обязательного подъема и утилизации затопленных кораблей, существует концепция формирования искусственных рифов. С момента погружения судна оно начинает формировать новую подводную экосистему, быстро привлекая стаи более мелких рыб, ищущих убежища. Эта первоначальная колонизация представляет собой начало сложного экологического симбиоза. Физическая структура кораблей обеспечивает идеальные условия для морской жизни: многочисленные отсеки, поверхности и пустоты создают микросреды обитания, подходящие для различных видов. Эти особенности обеспечивают защиту от хищников и течений, одновременно предоставляя субстраты для прикрепления организмов, что делает их особенно ценными в районах с ограниченными естественными рифовыми структурами.
Поклонники этого подхода утверждают, что изменение климата продолжает угрожать морским экосистемам, а искусственные рифы могут обеспечить некоторую устойчивость к повышению температуры океана. Конструкция кораблей, которые часто простираются вертикально через толщу воды, создает среду обитания на разных градиентах глубины, потенциально позволяя морским организмам находить оптимальные условия температуры и давления в изменяющейся среде.
При этом в концепция искусственных рифов из затопленных кораблей продолжает подвергаться ожесточенной критике: какими бы не были удобными каркас и начинка затонувших кораблей – это лишь формы объектов. В то время как их физические и химические свойства являются разрушительными для здоровья флоры и фауны водной среды.

Photo by engin akyurt / Unsplash